САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

На чем вырос протопоп Аввакум

В зале редкой книги краевой библиотеки им. Горького открыта выставка, посвященная 400-летию протопопа Аввакума Петрова, одного из столпов древнерусской литературы

древнерусские тексты
древнерусские тексты

Текст: Игорь Карнаухов, Пермь

Фото: автора и библиотеки им. А. М. Горького

На выставке «Круг чтения: традиционный читатель» представлены тома, составлявшие обычный круг чтения грамотного человека позднего Средневековья: «Беседы на деяния апостолов» Иоанна Златоуста, «Кормчая, или Правила святых отец», «Пролог», Евангелия, два экземпляра «Апостола» и другие старопечатные памятники. Все - издания XVII века. На страницах многих фолиантов пометки, свидетельствовавшие о принадлежности к тем или иным прежним владельцам. В фонд пермской библиотеки старообрядческие талмуды, после Раскола передававшиеся из рук в руки, по большей части заполучались в ходе археографических экспедиций, предпринятых в отдаленные районы области уже в советское время.

Из не такой уж большой выставки посетитель узнает немало интересного. Например, что, испытывая трудности с изданием своих писаний, раскольники в итоге были вынуждены печатать их на окраинах царства: в Киеве, откуда как раз пришел принесший смятение Епифаний Славинецкий, — а то и за рубежом, в Могилёве, который снова откололся от Русского государства в 1661 году; образец такого «тамиздата» тоже развернут на полке. Или что приверженцы древлего благочестия (старой веры) вполне почитали труды, напечатанные до реформы 1652—1654 гг., не подвергшиеся епифаниеву исправлению, и, когда «никонианские» монастыри исключали их из библиотек и выставляли на продажу, приобретали и пользовались ими, не смущаясь тем, в чьих руках те побывали.

Как же могла печатная продукция, вроде что ни на есть богоугодная, послужить поводом для раздора?

— Литературы печаталось мало, да и грамотность не была всеобщей, - объясняет заведующая отделом редкой книги Марина Шпакова. - Читала узкая прослойка образованных людей, которые потом шли к массе тёмных неграмотных собратьев и излагали им вычитанное как назидание. И тут приезжают какие-то товарищи из Киева, которых знать раньше никто не знал, и дают понять, что вы тут в Третьем Риме оторвались от мира, закоснели, и даже осенять себя крестным знамением, оказывается, надо теперь не так!.. Естественно, это породило повод для недовольства. А уж когда это упало на почву вечной жажды социальной справедливости и вдобавок усугубилось поиском источников пополнения государственной казны... Вот с этого и пошло.

Легендарная фигура Раскола, священник, участник кружка «ревнителей благочестия», страстный проповедник и писатель, чье «Житие, им самим написанное», вошло в золотой фонд древнерусской словесности, Аввакум Петров (1620—1682) был первооткрывателем жанра автобиографии в отечественной литературе. Современное издание главного его произведения красуется на центральной полке экспозиции.

Выставка продлится до 15 марта.