САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

На ММКЯ состоялся круглый стол о Бунине

Спикеры пытались определить, чем поэтичный и даже консервативный Бунин может привлечь современное поколение читателей

ММКЯ_2020_Московская-международная-книжная-ярмарка
ММКЯ_2020_Московская-международная-книжная-ярмарка

Текст и фото: Татьяна Шипилова

Встречу модерировал Максим Замшев, редактор "Литературной газеты", который заметил, что современный читатель изменился, стал другим, отошёл от медленного, вдумчивого чтения, которое требуется для понимания Бунина: "Ведь он так высоко, что до него надо дотянуться".

И отсюда логичный вопрос: как современный читатель может прийти к Бунину?

Дискуссию поддержал писатель Борис Евсеев: "Я всегда старался аналитически подходить к происходящему, и потому хочу заметить, что грамотный читатель продолжает читать и Бунина, и других классических авторов. А вопрос в том, что можно предложить молодёжи, чтобы обратить внимание на классику".

И предложить, по мнению писателя, можно в первую очередь прапамять - память поколений, с чего начинается "Жизнь Арсеньева", и что сейчас так актуально в век развития генной инженерии.

Когда Бунин смотрел на ночное небо, он видел звезды, которые видно только в телескоп. У него было очень хорошее зрение: "А как говорила Наталья Петровна Пехтерева, выходы из тупиков человечества возможны благодаря духовному и физическому прозрению. Бунин этим обладал. Он именно прорицал. Бунин склонен к познанию запредельных вещей, а это сейчас тренд».

В творчестве Бунина действительно есть некая связь со скрытыми пластами бытия. Сам про себя он говорил, что он ведь даже более современен, чем Джойс и Пруст.

Новаторство Бунина в монтажности звеньев, которые он использовал в "Жизни Арсеньева" и которые потом мы наблюдали в творчестве Эйзенштейна и Тарковского.

О новом музее Бунина в Воронеже рассказала старший научный сотрудник Музея имени И. С. Никитина Вероника Щукина: "Именно с образом России связана новая выставка, которая основывается на чтении Бунина музейными средствами».

Музей открывается 22 сентября 2020 года.

На вопрос о том, как видится Бунин во всей своей сложности, попыталась ответить Елена Осьминина. По ее мнению, есть писатели, которых мы читаем в определенном возрасте. А есть писатели, которые сопровождают нас всю жизнь: «Хрестоматийный пример - Пушкин. Но и Бунин - такой писатель».

Бунин действительно очень русский писатель. И Нобелевскую премию он получил именно за отражение русского характера в своем творчестве: «Если в юности мы читаем страстные «Темные аллеи», в зрелости приходим к «Жизни Арсеньева», то в старости мы открываем для себя Бунина-поэта».

Представитель издательства «Синдбад» Елена Головина рассказала о новой книге канадского автора Пьера-Луи Ганьона, изданной к 150-летию русского писателя. К этой книге автор пришел после того, как прочитал историю вручения Бунину Нобелевской премии. И решил написать реконструкцию событий.

Бунин, как справедливо заметил Максим Замшев, прошел разные стадии лакировки: его по-разному представляли в дореволюционной России, в эмиграции и в Советском Союзе, но Бунин важен именно для молодых читателей и писателей потому, что его творчество - почти недосягаемая высота: «Ведь проза сложна тем, что в ней любое слово можно заменить без потери смысла. И только в прозе Бунина таких слов, кажется, нет. Это такое золотое письмо, где любой знак препинания важен».

И когда современное общество преодолеет себя и поймет, что легкого искусства не бывает, что сложное - не есть скучное и неинтересное, тогда для человечества наступит Бунинский Ренессанс.

Потому что не многих авторов читаешь, расслабившись, чтобы насладиться музыкой языка.

Поэтому совет от спикеров: «Читайте Бунина!»