Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Печатную машинку Толстого покажут в Москве

В Московском музее современного искусства на Петровке откроется выставка «200 ударов в минуту», посвященная культурному феномену пишущей машинки

Текст: Наталья Соколова/РГ
Фото: пресс-служба Политехнического музея

Политехнический, Литературный музеи, ММСИ, более 20 государственных и частных собраний под занавес Года литературы посвятили главному оружию писателя — печатной машинке — целую совместную выставку.

Это сейчас машинка стала анахронизмом, а когда-то она, громоздкая, неповоротливая, была признаком наличия интеллигента в доме. Говорят, что первым писателем, начавшим использовать пишущую машинку, был Марк Твен. А еще четыре года назад в прессе подняли шум, будто производство печатных машинок остановлено. Но это не совсем так: в США компания Swintec до сих пор продолжает их производить и поставлять в страны третьего мира, где не хватает компьютеров, а также в американские тюрьмы 43 штатов, где на покупку более «умной» техники тратиться не хотят.

«Анну Каренину» и «Войну и мир» Лев Толстой набирал на машинке Remington understroke. Михаил Булгаков писал от руки в тетрадях, а набирала тексты на немецкой печатной машинке Olimpia свояченица писателя Ольга Бокшанская, работавшая много лет секретарем Владимира Немировича-Данченко и ставшая прототипом Поликсены Торопецкой из «Театрального романа». Иосиф Бродский пользовался портативной, переносной машинкой, очень удобной, чтобы набирать тексты в дороге. На выставке есть и машинки, принадлежавшие Александру Солженицыну, Владимиру Маяковскому, Михаилу Зощенко, Борису Пастернаку.

Также широкой публике представят авторские машинописные листы, среди которых «Нас четверо» Анны Ахматовой, «Союз друзей» Булата Окуджавы, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына, стихи из самиздатского машинописного журнала «Синтаксис» с пометкой «изъято при обыске», записанный Натальей Горбаневской «Реквием» Анны Ахматовой.

pmisdv_07_auto_450_jpgЗа роль пишущей машинки в современности будут отвечать художники Александр Бродский и Хаим Сокол — специально для проекта они создали различные инсталляции. Экспозиция разделена на тематические блоки: во-первых, машинка как предмет дизайна, во-вторых, как инструмент создания литературных и художественных произведений, в-третьих, литературный персонаж и, наконец, объект концептуального осмысления в произведениях современного искусства.

Запланированы мастер-классы, лекции и показ фильма-эксперимента Бориса Хлебникова, исследующего влияние машинки на творческий процесс. А современный композитор Алексей Айги обещает представить мелодию, специально написанную им для этой экспозиции.

Автор идеи выставки и куратор — журналист и литературный критик Анна Наринская.

Выставка пройдет в Московском музее современного искусства с 16 декабря 2015 года до 13 марта 2016 года.

Ссылки по теме:
Оригинал статьи на сайте «РГ»

14.12.2015

Просмотры: 0
Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ