САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Воронежцы взглянули в лицо футуристам

Редкие фотографии советских поэтов, художников и режиссеров из фондов Государственного музея Маяковского показали в Воронеже

Текст: Татьяна Ткачева/РГ, Воронеж

Фото: «Фейсбук» Воронежского камерного театра

Мини-экспозицию открыли в рамках «Мандельштамфеста» в галерее Камерного театра. На большинстве снимков — сам Маяковский в окружении друзей, остальные кадры дают представление о жизни людей его круга, авангардных литераторов и художников. Там есть Всеволод Мейерхольд и Сергей Эйзенштейн, серьезный Борис Пастернак и Казимир Малевич, в шутку расположившийся на коленях у Матюшина и Крученых. Есть фото матери и сестры поэта, а также его любимых женщин — Лили Брик, Натальи Брюханенко, Татьяны Яковлевой и Вероники Полонской. Некоторые карточки ранее не выставлялись.

Кураторы проекта подобрали емкие цитаты из воспоминаний о Маяковском. Можно, к примеру, узнать, как проходило «Футуристическое турне» конца 1913 — начала 1914 годов и какой была обстановка в знаменитой Куоккале, где на дачах Репина и Чуковского гостила творческая интеллигенция. Проводя там лето в 1915-м, Маяковский создал поэму «Облако в штанах». На выставке есть пара сделанных им шаржей — на Горького и Репина с Чуковским.

Фото с Александром Родченко сопровождаются его рассказом о создании раннесоветской рекламы: с утра Маяковский обходил ведомства и учреждения, собирал пухлые тома отчетов и справочников, чтобы выписать оттуда любопытные сведения и отточить их до запоминающихся слоганов. Их помнят как шедевры копирайта по сей день — кто не слышал, что «лучше сосок не было и нет» или что «без галош Европе сидеть и плакать»?

«Громкий голос. Челюсть. Чеканка читки. Чеканка мыслей. Озаренность Октябрем во всем», — это характеристика от Эйзенштейна. А Артемий Бромберг, бывший экскурсоводом на выставке Маяковского «20 лет работы», вспоминает его поздний период, накануне гибели. На открытие той выставки коллеги по цеху не пришли.

«Я очень рад, что здесь нет всех этих первачей и проплеванных эстетов, которым все равно куда идти и кого приветствовать, лишь бы был юбилей. Нет писателей? И это хорошо! Но это надо запомнить. Я рад, что здесь молодежь Москвы. Я рад, что меня читаете вы! Приветствую вас! — воскликнул тогда Маяковский. — …Я ее (выставку. — Прим. "РГ") устроил потому, что из-за моего драчливого характера на меня столько дохлых собак вешали и в стольких грехах обвиняли, которые у меня есть и которых нет, что стало совершенно необходимо опровергнуть это. Цель этой выставки — показать, что писатель-революционер является участником строительства социализма, что он не отказывается ни от какого стихотворения на темы современности, начиная от стихотворения о кулаке и кончая стихотворением о носках: прочных, впору, красивых носках».

А какова, раз уж на то пошло, цель выставки воронежской?

— Уже не раз слышал вопрос — почему Маяковский? Для меня в выборе темы нет ничего странного. Мы подчеркиваем, что «Мандельштамфест» — это не мемориальное мероприятие в честь одного Осипа Эмильевича, а фестиваль поэтического искусства в широком смысле, как искусства, отражающего мир во всей его полноте, — подчеркнул худрук Камерного театра Михаил Бычков. — На открытии у нас прошел спектакль Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой «Вода. Камень. Море» по стихам Давида Самойлова, закрытием станет композиция Александра Маноцкова по наследию обэриутов. Маяковский и Мандельштам жили в одной стране, говорили на одном языке, на нем отражали действительность, которую наблюдали. Маяковский тоже бывал в Воронеже, так что и в этом смысле он человек тут неслучайный.

Выставка «Маяковский и современники» продлится как минимум до Нового года. Днем вход свободный, а по вечерам ее смогут увидеть те, кто придет на спектакли Камерного театра.

Адрес: Воронеж, ул. К. Маркса, 55а.

Сайт по теме:

Воронежский камерный театр

Ссылки по теме:

На «Мандельштамфесте» — поэты и рэперы — ГодЛитературы.РФ, 03.11.2015

«Послушайте!…» — ГодЛитературы.РФ, 19.07.2015