САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Чужак чужака видит издалека. Новые экранизации Стивена Кинга

Путеводитель по новым экранизациям книг Стивена Кинга. Часть первая: сериалы

Экранизации-Стивена-Кинга_
Экранизации-Стивена-Кинга_
Дмитрий-Сосновский

Текст: Дмитрий Сосновский

Фото: kinopoisk.ru

Стивен Кинг недавно поспешил успокоить человечество: разбушевавшийся коронавирус, мол, далеко не так опасен, как искусственно выведенная зараза из его романа «Противостояние», погубившая большую часть человечества. Это, в общем-то, и без Кинга понятно: стремительного постапокалипсиса пока не наблюдается. Между тем по многим сферам жизни пандемия ударила ощутимо – включая, конечно, и сферу развлечений, где значимое место занимает творчество «короля ужасов». И его адаптации для больших и малых экранов. В этом году у нас пока есть только одна экранизация книг мастера, хотя на дворе уже апрель. Судьба же запланированных ранее (новая версия «Томминокеров», очередное возвращение «Жребия Салема», сериал по «Тёмной башне», ещё одно «Противостояние», опять же – и так далее) остаётся неизвестной – чёртов коронавирус смешал все карты. 

Зато в году минувшем фильмов и сериалов, в той или иной степени основанных на текстах Кинга, было в общей сложности целых семь. Давайте


взглянем на новейшие адаптации работ самого экранизируемого писателя современности и определим, на что из этого можно потратить несколько часов самоизоляции,


а чем стоит пренебречь. Начнём с конца – то есть с самого свежего, единственного пока в 2020-м экранного произведения по Кингу. Так как это сериал, первую часть обзора и посвятим многосерийкам.

«Чужак», первый сезон

Экранизации Стивена Кинга

Роман, ставший спин-оффом трилогии о Билле Ходжесе, довольно новый (хотя по меркам сверхпродуктивного литератора – не слишком), вышел он в 2018-м. А сериал по нему завершился буквально в прошлом месяце. Производством занимался не кто-нибудь, а телемагнат HBO, недавно сгрузивший со своих плеч неподъёмную глыбу «Игры престолов» и теперь активно расширяющий сферу своих интересов.

С циклом, начатым книгой «Мистер Мерседес», «Чужака» объединяет общий персонаж – Холли Гибни, экстравагантная экс-помощница Ходжеса. Правда, здесь она объявляется далеко не в самом начале, подключаясь к расследованию зверского убийства подростка, уже когда завязка состоялась, а сюжетные элементы расставлены по надлежащим местам. Но это не мешает ей быстро стать центром повествования.

Сразу следует обозначить отношение сценария к первоисточнику, большим пиететом не отличающееся. И дело не только в переносе места действия (а это для Кинга всегда важно) из Оклахомы в Джорджию или в изменении мотивации некоторых персонажей, но в, первую очередь, в трансформации образа главной героини. Если в сериале «Мистер Мерседес» удивительно одарённая чудачка Холли в исполнении Жюстин Люпе оказалась разве что несколько младше (и куда симпатичнее) своего книжного двойника и, в отличие от него, почти не старела, то в «Чужаке» её вовсе не узнать.

Сколько бы ни ворчали фанаты – а ворчать они стали сразу при объявлении каста, а после публикации трейлеров число ворчащих серьёзно возросло, – страсть киношников и телевизионщиков всё корректировать в угоду прогрессивным трендам (уж казалось бы – кто может быть «прогрессивнее» активного либерала и борца «за всё хорошее» Кинга, а вот поди ж ты) неизбывна и беспощадна. Посему на роль Холли пригласили темнокожую певицу Синтию Эриво, щеголяющую в кадре модными афрокосичками.

По признанию шоураннера Ричарда Прайса, основные книги цикла он не читал, сериал-экранизацию не смотрел и вообще хотел дать протагонистке другое имя, но последнему воспротивился сам Кинг. Поэтому читателям приходится мириться с такой необычной (хотя давно пора бы привыкнуть) мисс Гибни.

Сама же


история относится к разряду типичных кинговских сюжетов: за необъяснимым преступлением таится мистическое зло,


и весь сюжет зиждется на долгом принятии следователей идеи о существовании чего-то недоступного человеческому разуму. Ничего, словом, особенного, но преданные поклонники десять часов потратят без вопросов. А внимательные зрители обнаружат забавную "пасхалку": герой, смотревший в романе Кинга смурной телевизионный триллер "Озарк", сыгран Джейсоном Бейтманом, исполнившим главную роль в этом самом "Озарке".

«Мистер Мерседес», третий сезон

Экранизации Стивена Кинга1

Среди экранизаций 2019-го было и продолжение оригинального цикла, которым занимается канал Audience. Добросовестно адаптировав текст одноимённой книги в 2017-м, через год авторы шоу провернули хитроумный финт со вторым сезоном, проигнорировав события следующего романа цикла «Кто нашёл, берёт себе» и сразу обратившись к заключительной части – «Пост сдал».

Это, в принципе, объяснимо: сюжет последней книги гораздо теснее связан с первой, в то время как второй роман отходит далеко в сторону. К тому же создателям экранного «Мистера Мерседеса» с прекрасным Бренданом Глисоном в главной роли (при поддержке талантливой молодёжи в лице Гарри Тредэвэя, Джарреля Джерома и упомянутой выше Жюстин Люпе) явно не терпелось побыстрее перейти к фирменным кинговым фантастическим ужастикам, кои в изобилии прорастают только в «Посте».

Разобравшись с ним и успешно завершив второй сезон, сценаристы всё-таки вернулись к литературоцентричному тексту «Кто возьмёт…» – на радость многим читателям, изрядная доля которых небезосновательно считали именно его самым сильным в трилогии. Совершив такую рокировку, сценаристы не без видимого труда, но всё же переформатировали повествование под свой лад. И получилось вполне симпатично, хотя и не без всё тех же утомительных перекручиваний в пользу всевозможных меньшинств, в данном случае – ЛГБТ.

Но тот факт, что


роман таки обрёл более-менее достойное телевоплощение,


не может не радовать. Сюжеты об отношениях писателя с собственным текстом и независимой от автора жизни литературы Кинга удавались издавна и до сих пор не надоели.

 

«Касл-Рок», второй сезон

Экранизации Стивена Кинга4

Летопись стрёмного городка Касл-Рок, что рядом с небезызвестной тюрьмой Шоушенк (кстати, «Побег из Шоушенка», до сих пор лидирующий в множестве рейтингов, в том же 2019-м с триумфом повторно вышел в кинотеатрах), благополучно продолжилась.

Крепкий первый сезон (2018), основанный на разнообразном творчестве Кинга, обещал сочное продолжение. И в целом оно действительно не подкачало. А заодно расширило географию – ряд судьбоносных событий происходит в соседнем Салемс Лоте, прозрачно отсылая к содержанию соответствующего романа.

Основная фигура повествования – молодая медсестра Энни с солидным багажом психических заболеваний и проблемной дочерью-подростком бежит от прошлого и разбушевавшихся внутренних (только ли внутренних?) демонов. И оказывается в Касл-Роке – не самом удачном для приведения собственного микрокосмоса в порядок месте.

В городке творится какая-то чертовщина, которой руководит жуткий тип по кличке Туз (Пол Спаркс из «Карточного домика» и «Подпольной империи»), а минимизировать ущерб от делишек его мрачной секты пытается уважаемый в сообществе старик по кличке Папаша (его играет Тим Роббинс – ещё один привет «Побегу из Шоушенка»), у которого, впрочем, тоже хранятся рослые скелеты в шкафу.

Излюбленная Кингом тема помрачения рассудка на фоне реально сгущающегося макабра здесь разыгрывается в лучших традициях жанра, хотя и грешит некоторой затянутостью. Что по нашим временам, увы, стало нормой. Третьего сезона в любом случае стоит дождаться – если он, конечно, будет.

«Калейдоскоп ужасов», первый сезон

В 1982 году два столпа хоррор-индустрии – Стивен Кинг и Джордж Ромеро – выпустили фильм-антологию Creepshow, стилизованную под комиксы-страшилки и опиравшуюся на рассказы писателя, часть из которых была написана специально для проекта. Пять лет спустя последовал сиквел, полностью наследовавший концепции оригинала и получивший не менее культовый статус. Потом, в 2006-м, вышел «Калейдоскоп ужасов 3», не имевший с первыми двумя ничего общего – ни Кинг, ни Ромеро участия в его создании не принимали, и было это трёхкопеечной (хотя и первые фильмы большими бюджетами не отличались) эксплуатацией популярного жанрового бренда.

Ромеро покинул этот мир в 2017-м, но дело его, как известно, неубиваемо – достаточно взглянуть на очередной расцвет живых мертвецов в нынешней киноиндустрии. Зомби-хорроры снимает даже Джим Джармуш. Кинг, всегда прекрасно чувствовавший конъюнктуру, воскресил проект в актуальном формате, сделав из Creepshow телесериал, выполненный в узнаваемой ретростилистике.

Шесть серий, по две новеллы в каждой, вышли на стриминговой платформе Shudder и несказанно порадовали ценителей олдскульного трэша.


Получился совершенно кинговский по духу продукт,


а одна из историй основана на его рассказе «Серая дрянь» (ранее уже получившем экранное воплощение в виде короткометражки). Есть тут и сюжет, придуманный сыном Стивена Джо Хиллом – «У серебристых вод озера Шамплейн», трогательная вариация на тему лох-несского монстра на американский лад.

Несмотря на очевидную нишевость «Калейдоскопа», он может похвастаться отличным актёрским составом – Джанкарло Эспозито (Гус из «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу»), Эдриенн Барбо («Карнавал», «Болотная тварь» 1983-го и, кстати, «Калейдоскоп ужасов» 1982-го), Тобин Белл (Конструктор из «Пилы»), Ди Джей Куоллс («Лучше звоните Солу», «Остаться в живых») и другие. Настоящий, короче говоря, праздник для целевой аудитории.