Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

«Дама ваша убита…»: сыщик Пушкин перед новой загадкой

Отдохнув от детективов в прошлом году, в нынешнем Антон Чиж взялся за дело с утроенной энергией. И буквально только что выпустил второй роман о сыщике Пушкине «Рулетка судьбы»

Петр-МоисеевТекст: Петр Моисеев *
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Обложка и фрагмент романа взяты с сайта издательства

Серия Чижу положительно удается. И хотя высшей точкой его литературной карьеры на данный момент по-прежнему остаются книги 2010—2013 годов, «Рулетка судьбы», как и «Королева брильянтов», очень и очень недурна.

Исходная ситуация здесь такая: некая московская барыня под новый (1894-й) год выиграла в рулетку огроменную сумму — и в ту же ночь была убита, причем выигрыш убийца забрал, а сейф с очень ценными бумагами трогать не стал. Поначалу кажется, что мы читаем скорее полицейский роман: есть труп, есть подозреваемые, есть мотивы — в общем, все более или менее понятно и без особых странностей. Но через несколько дней аналогичная история происходит с сестрой первой жертвы. Что за внезапная тяга к рулетке сразу у двух немолодых почтенных дам? И что за странная повторяемость событий? Это вопросы, которые интересуют сыщика московской полиции Алексея Пушкина, а нас интересует еще кое-что — удался ли детектив?

Чиж Рулетка Обложка

Изд-во «Эксмо», 2019. 16+


К разгадке практически нет претензий; вот разве что, может быть, поступки жертв:


узнав все, что они узнали — неужели они только и думали что о деньгах? Неужели совсем не удивились, все приняли на веру — а одна так даже и завещание написала под диктовку? Здесь не мешало бы, пожалуй, прояснить детали. Но в целом — все сходится, неувязок не остается, а значит — ура, детектив получился.

Однако к деталям стоит попридираться. Придирка № 1: Детективист должен выдать читателю всю необходимую информацию — в противном случае (если окажется, что читатель не знал чего-то важного) разочарование неизбежно. Так поступает и сам Чиж в лучших своих романах. Однако в данном случае кое-какие сведения придерживаются почти до самого конца. Спору нет, многие другие важные улики все равно преподносятся читателю вовремя — причем именно так, как надо: мы и видим эти улики и в то же время не можем оценить их важности. И все же — часть информации автор утаил. Боялся, что мы разгадаем загадку раньше времени? Но ведь тут-то и важно так сообщить значимые факты, чтобы мы не поняли, насколько они значимы.

Придирка № 2: в конце выясняется, что обе барыни выиграли потому, что знали некую математическую формулу, которая помогла им сделать правильные ставки. Это, конечно, фантастика. С другой стороны (возражу я сам себе), это гораздо более правдоподобно, чем философский камень или родовое проклятие.

И, наконец, придирка № 3. В обоих романах о Пушкине, строго говоря, два главных героя — сам Алексей Пушкин и Агата Керн. Она влюблена в него явно — он в нее тайно. Он сыщик — она мошенница (правда, в «Рулетке» начинает новую жизнь). В «Королеве брильянтов» история Агаты и ее попытки (комичные) опередить Пушкина в расследовании были достаточно тесно связаны с основной сюжетной линией. Во втором романе ее действия — это скорее довесок к главной интриге, редко имеющий к ней, интриге, прямое отношение. Можно было бы задаться вопросом — а стоило ли? Спору нет — Агата мила и забавна, ее похождения никогда не отвлекают нас надолго, а иной раз эпизоды с ее участием содержат важную информацию. И все же «агатовые» главки балансируют на грани необязательности. С другой стороны (возражу я сам себе), автор уже сделал свой выбор: рядом с его сыщиком будет обитать такая героиня. Что ж — значит, быть по сему. Конечно, детективу не очень-то по пути с любовным романом. Но автор вводит Агату в сюжет довольно ловко, и раздражения она не вызывает.


Чиж вообще умеет придумывать не только интригу, но и сам мир, в котором обитает его главный герой,


— в том числе персонажей, составляющих его окружение. Удачен, например, образ пушкинского начальника Эфенбаха. Удачна и вторая Агата (с загадочным отчеством «Кристофоровна») — тетушка Пушкина. По роли в сюжете она представляет собой что-то вроде Каролины Шеппард из «Роджера Экройда» — умную немолодую даму, которая, как и Агата Керн, пытается (не вполне успешно) соперничать с сыщиком. А ее отношения с племянником отчасти напоминают отношения между Берти Вустером и тетей Далией — с поправкой на большую интеллектуальность героев Чижа (жанр обязывает, как-никак). Талантливо придуманный и обжитый мир, а также тот факт, что загадка для Чижа пока что остается на первом месте, дают поклонникам детективного жанра два веских повода следить за творчеством этого автора.

Фрагмент романа Антона Чижа «Рулетка судьбы».pdf

* Петр Моисеев — кандидат философских наук, литературовед, специалист по истории и теории детективного жанра. Проживает в Перми.

 

28.11.2019

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Рецензии на книги›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ