САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Каким получился новый фэнтезийный сериал Netflix «Проклятая»

Ни бе Нимуэ ни кукареку

Про сериал Проклятая netflix
Про сериал Проклятая netflix
Дмитрий-Сосновский

Текст: Дмитрий Сосновский

Фото: кадр из сериала «Проклятая»/kinopoisk.ru

Пока мы тут ждём продолжения «Ведьмака» и с опаской поглядываем в сторону Amazon, затеявшего нечто гигантоманское на основе книг Толкина, Netflix продолжает подсовывать нам свои фэнтезийные сериалы. Отплевавшись после «Монахини-воина», переключаемся на «Проклятую», которую ещё до выхода окрестили «женским ответом «Ведьмаку». И ответ этот обещал быть поприличнее корявой сказки про орден охотниц на демонов.

В общем-то, он, конечно, и вышел приличнее. Но это несложно, потому что «Монахиня-воин» была просто из рук вон плохой дешёвой халтурой. «Проклятая» и выглядит симпатичнее – хотя о мощностях даже того же «Ведьмака» явно говорить не приходится, и содержательно несколько адекватнее. Последнее – благодаря книжке, на которой она основана. Сценарист «Кота в сапогах» и «ЛЕГО Ниндзяго Фильма» Том Уилер написал историю воительницы Нимуэ, а автор «Города грехов» и «300 спартанцев» Фрэнк Миллер её проиллюстрировал. Причём книга сразу делалась с расчётом на экранизацию – неудивительно, что от текста сценарий, написанный с участием тех же Уилера и Миллера, далеко не отходит.

Между тем кое-какие отступления после прочтения и просмотра бросаются в глаза – и не сказать, что они особенно оправданны. Впрочем, незначительные сюжетные изменения и дополнения погоды не делают – и, соответственно, не портят. А вот стремление создателей шоу вписаться во все нынешние идеологические тренды ничего, кроме раздражения, не вызывает. И дело, увы, не только, к примеру, в замене важного персонажа-мужчины женщиной в сериале, который изначально сам по себе несёт мощный феминистский заряд.

Ещё более дико и нелепо – хотя пора бы уже привыкнуть – смотрится расовая каша в касте. Сюжет «Проклятой», напомним, является вывернутым наизнанку, «феминизированным» и исковерканным до неузнаваемости «ремейком» легенд о короле Артуре. Главная героиня – Нимуэ – получает магический супермеч и начинает крошить направо и налево красных паладинов – кровожадных инквизиторов, стремящихся извести под корень всех фэйри – волшебных существ, к которым Нимуэ и относится. Антиклерикальная повестка с феминистской очень хорошо рифмуется, и тут «Ведьмаку», тоже доверху набитому сильными и независимыми женщинами, с «Проклятой» не потягаться.

Так вот, хотя сама Нимуэ почему-то оказывается белой – её играет звезда «13 причин почему» Кэтрин Лэнгфорд (вероятно, актрису с более эффектной внешностью тоже не стали искать из идейных соображений: нечего, мол, объективизацией заниматься, мы тут возвращаем женщинам отнятое веками патриархата), без бредовенького «блэквошинга», конечно, не обходится. Мы всё это уже видели и в «Ведьмаке», и в «Карнивал Роу», где демонстративное игнорирование цвета кожи актёров выглядит особенно смешно на фоне антирасистского пафоса – коим, кстати, пронизана и «Проклятая», сейчас ведь без этого никак. Подобное разнообразие в оттенках кожи уместно смотрится разве что в откровенном фарсе типа «Великой» (чего многие не поняли), а вот в европейском фэнтезийно-средневековом сеттинге способно вызвать только смех (достижение, которым «Великая», будучи как бы комедией, похвастать могла редко).

Нет, ну серьёзно, король Артур – негр, ну сколько можно? Девон Террелл, играющий легендарного кельтского героя (здесь низведённого до статуса секс-игрушки протагонистки), таким же образом недавно «актуализировал» Горацио в «Офелии» – ещё одном, кстати, странненьком «женском ремейке». Моргана, сестра Артура, соответственно, тоже чёрная, вдобавок – это уже обязательный «бонус» от Netflix – лесбиянка. В ассортименте – кельты-негры, фэйри-азиаты и так далее. Полный набор. Говорят, один ку-клукс-клановец посмотрел «Проклятую», раскаялся и начал танцевать хип-хоп.

А если серьёзно, то помимо милой, но очень уж детской для сериала, полного насилия и кровищи, графики и нескольких – не ахти каких, особенно после сочного рубилова в экранизации книг Сапковского – боевых сцен, порадовать зрителя «Проклятой» нечем. Ну разве что вот ещё Густафом Скарсгардом, чей Мерлин хоть и не каноничен (однако спасибо за Мерлина-европеоида!), но чертовски обаятелен – представитель знаменитого актёрского семейства отыгрывает роль, похожую на ту, что принесла ему славу, – плута Флоки из «Викингов».

Тем временем авторы «Проклятой» явно нацелились на продолжение. Но если «Ведьмак», несмотря на неоднозначный старт и массу справедливых претензий со стороны поклонников Сапковского, ещё способен вырулить в более-менее правильную сторону, у мира Уилера и Миллера, не имеющего пока ни глубины, ни терпеливой фанатской базы, шансов на это куда меньше.