САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Неизвестный русскому читателю классик детектива Фрэнсис Дункан

Непривычная изобретательность в привычных декорациях. На русском языке вышел томик очередного неизвестного русскому читателю классика детектива

На-русском-языке-вышел-томик-очередного-неизвестного-русскому-читателю-классика-детектива--Френсис-Дункан.1
На-русском-языке-вышел-томик-очередного-неизвестного-русскому-читателю-классика-детектива--Френсис-Дункан.1

Текст: Петр Моисеев

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Петр-Моисеев

Авторы такого рода делятся на две категории: неизвестные широкому читателю и неизвестные даже узкому кругу любителей. Фрэнсис Дункан относится ко вторым. И это несправедливо — по отношению и к писателю, и к читателям. Если сравнивать Дункана с другими авторами, вышедшими в серии «Золотой век английского детектива», его место будет несколько ниже Кристианны Брэнд и Лео Брюса. Дункан — это не вершина жанра, но это такой средний уровень, который достигается достаточно редко.

Романы «Убийство на Рождество» (1949) и «Для убийства есть мотив» (1947) формально в «золотой век» детектива и не вписываются — но, читая их, ни за что не догадаешься, что упадок жанра уже начался.

На русском языке вышел томик очередного неизвестного русскому читателю классика детектива Френсис Дункан

При том, что Дункан эксплуатирует самые что ни на есть стандартные декорации английского детектива: деревенские (в обоих романах) и рождественские (в одном из них). Репетиция пьесы как фон для загадочных событий («Для убийства есть мотив») тоже встречалась нередко. Собственно, не обладай Дункан талантом, он бы этими декорациями и ограничился. На наше счастье, этого не произошло. Что же есть в этих романах, помимо антуража?

Первое дело — разумеется, загадки. Их, оговорюсь сразу, в каждом романе даже несколько. Вот условно главные. «Убийство на Рождество»: застрелен лучший друг хозяина дома, почему-то в момент смерти оказавшийся в костюме Деда Мороза. При этом убийца отягчил свою совесть — ни много ни мало — кражей подарков с елки. «Для убийства есть мотив»: загадка, можно сказать, классическая — несколько убийств, по видимости, не связанных между собой.

В обоих случаях я догадался о некоторых обстоятельствах, имеющих отношение к разгадке. Но — и только: после этого я с удовольствием признавался в своей неспособности объяснить главную загадку и продолжал наслаждаться чтением. Но, несмотря на то, что самому здесь додуматься до разгадки трудно, объяснения все-таки самые простые (в хорошем смысле слова). Пожалуй, в «Убийстве на Рождество» разгадка более интересна, но и в «Мотиве» она очень даже недурна.

Второе дело — это умение распределить материал: сюжет нигде не начинает буксовать, лишних эпизодов нет, сыщик занимается исключительно расследованием. Кстати, в «Убийстве на Рождество» очень удачно решена проблема эпилога: часто после разгадки автор вынужден хотя бы два слова сказать о дальнейшей судьбе героев — а читателю уже не очень и интересно. Здесь сам убийца сразу после разоблачения буквально в одном абзаце намечает возможное закругление сюжетных линий — и роман заканчивается в самый подходящий момент.


Третье дело — просто литературное дарование Дункана: писал он живо, но без вывертов и претензий на стилистические изыски.


Получалось как раз то, что надо.

Важная задача для детективиста — не дать читателю запутаться в персонажах; они, с одной стороны, не должны быть обрисованы слишком уж подробно, а с другой — читатель все же должен их различать. Дункан не повторяет ошибки очень многих авторов и не вываливает на нас всех героев скопом — дескать, я их вам представил, а дальше запоминайте как знаете. Все участники головоломки появляются дозированно, чаще всего их первый выход на сцену закрепляет их в нашей памяти с помощью более или менее значимого эпизода. Это значительно облегчает читателю жизнь.

Наконец, удачен и образ сыщика Мордекая Тремейна. Это персонаж того же типа, что Эмброуз Читтервик у Беркли или Эван Пинкертон у Дэвида Фроума, - мнимо безобидный пожилой джентльмен. У Дункана акцент стоит сделать на слове «мнимо»: в отличие от Читтервика и Пинкертона, Тремейн не испытывает чувства неловкости, участвуя в расследовании. 


В общем, хотя Дункан и не создает шедевров, но и существенных недостатков у его детективов нет — а ведь классиков жанра, о которых это можно сказать, очень мало.


Ну а гениев, которые творят шедевры высшего класса, в любом жанре мало. Так что хочется верить, что Дункан окажется представленным на русском языке достаточно полно.