Нина Корякина, г. Тюмень. В гостях у детского писателя Александра Шестакова
Очень часто в суете больших городов мы вспоминаем о гениях, живших когда-то на соседней улице и, быть может, в соседнем подъезде, только после их ухода. Сожалеем. Выдумываем. Представляем. «А вот было бы здорово пройтись по аллее вместе с Александром Сергеевичем, взглянуть хоть одним глазком, ну как же он творил…» Но иногда судьба дарит нам незабываемые встречи с гениями. Теми, кто еще жив. К кому можно запросто прийти всякому — и старому, и юному. И поучиться. Хотя бы улыбаться.
Эта история, несмотря на всю серьезность мыслительного процесса поэта, - история с улыбкой. В суете большого города мы уже стали забывать, как это, жить весело и задорно, но недавно мне об этом напомнили. С улыбкой.
«Друг мой, без улыбки прожить нельзя, - такими словами встретил меня в своей квартире-музее на тихой тюменской улочке знаменитый земляк, педагог, журналист, детский поэт Александр Евгеньевич Шестаков, - и я всегда улыбаюсь, даже когда трудно, таков мой жизненный девиз». Впервые находясь в гостях у Александра Евгеньевича, через пять минут его безмерного обаяния забываешь, что не дома. Тем более что поэт и художник как раз в это время что-то сочинял и одновременно рисовал. Вот так мы с Александром Евгеньевичем и перемещались по квартире: он с карандашом в руках, что-то тихонько бормоча и записывая, а иногда и делая наброски будущих иллюстраций, а я — с камерой в руках - за гением, из рабочего кабинета до веранды (августовское солнышко давало поэту еще больше творческой энергии). «Может, рубашку с галстуком надеть?» - прерывая свои мысли, спросил поэт и сам же ответил: «Да к чему условности?» И ведь не скажешь, что Шестакову 85, подтянутый и стройный, светлый такой человечище, не растерявший на жизненном пути драгоценное умение дарить людям тепло своего сердца!
Это тепло его души во всем — в дружеском шарже на входных дверях, изображающем поэта с карандашом и кистью, в его веснушчатых стихах и, конечно, в собственных иллюстрациях.
«Ой, у меня же машинка печатная есть, еще с тех времен, и, представь, я на ней работаю, хоть и компьютер, конечно, имеется. А мне ее стук помогает, я будто в молодость возвращаюсь, к своему редакционному прошлому, я ведь в Омутинской газете работал. Вот с газеты-то и началась моя история художника. История с улыбкой».
А история, собственно, была такой. Как-то раз редактор омутинской районной газеты «Ударник» предложил Шестакову, пишущему стихи, сделать к ним иллюстрации. «Да я ведь не умею», - попытался отказаться поэт. Но раз надо так надо. Взял отпуск за свой счет и пошел учиться. Через месяц приносит иллюстрации к стихам. Редактор не взял, сказал: не нужно мне черно-белые, подавай цветные. Хотел было Александр Евгеньевич обидеться, ведь ему не объяснили сразу, что в цвете нужно рисовать. Но смолчал. Вновь взял за свой счет отпуск и пошел переделывать. Через месяц приносит, редактор говорит — не нравится, мол, найди себе соавтора. Шестаков спросил, в чем же его ошибка. Редактор ошибок не знал, просто, видимо, брать не хотел; а Шестаков после этого замолчал — ни строчки, ни рисунка. И так — на долгие годы. Но улыбаться при этом не перестал. И художником от этого быть не перестал.
Годы прошли. Александр Евгеньевич, будучи человеком активным, выйдя на пенсию, испугался — а что же он делать-то будет, но, вспомнив так полюбившиеся его родным детям стихи и рисунки, вновь взял в руки перо и кисть. С тех пор и творит. Каждый год по книжке. С иллюстрациями автора. Добрыми и заставляющими думать, радоваться, сопереживать.
«Да и как иначе, - говорит А.Шестаков, - ты посмотри, как сейчас для детей рисуют, ведь такие художества не только не радуют, ребенок вообще испугаться может. А дети - они должны жить весело. Меня называют продолжателем традиций «Детгиза» 30-х годов, а я не возражаю. «Веснушчатые» рисунки должны быть, смешные. А главный принцип и писателя, и художника знаешь какой? «Не навреди», - как у врача, помнишь?»
Все работы шорт-листа здесь.