Текст: Клариса Пульсон/knigalife.ru
Фото: Михеев Сергей/РГ
К современной литературе я отношусь с подозрением, потому что это дизайн. Вот Набоков лежит, он для меня — дизайн. Что я называю дизайном? Все выдуманные, высосанные, искусственные конструкции. Павич — то же самое, я вижу эту конструкцию. Одну книжку его — «Хазарский словарь», кажется, начал читать, добрел до середины и… с огромным трудом домучил. Обычно все дочитываю. Джойса полагается читать всем интеллигентным людям. Честно признаюсь: страниц 20 осилил. Там потрясающие комментарии, но когда надо продираться через сплошные кроссворды, сканворды, ребусы… И «Парфюмера» туда же. Пластмасса все это. Мне все равно, чем там кончится: убьют его в конце концов — или он всех поубивает. Совершенно никакого интереса. «Над вымыслом слезами обольюсь» — такой мне больше всего нравится посыл, с которым человек за книжку садится. Или обхохотаться, или слезами облиться. Во всяком случае, какие-то испытывать эмоции, живые, человеческие. Вот хороший человек очень — Довлатов. Вот это замечательно — Гашек, Островский, Гоголь. Пелевина читаю, да. И Иванова читал. Потому что за этим всем биография есть. Тургенева перечитывал и опять приступлю к «Войне и миру».