Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Жюль-Верн-190-лет

Клюква, гигантомания, Юл Бриннер. Экранизации Жюля Верна

В честь юбилея классика-фантаста — несколько хороших фильмов по его произведениям на любой вкус: от русского Джеймса Бонда до предтечи «Крепкого орешка»

Текст: Алексей Литовченко
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

1. «Михаил Строгов» (1956), «Триумф Михаила Строгова» (1961)

«Михаил Строгов Жюль Верн

«Михаил Строгов» (Michel Strogoff) (1956). Режиссер — Кармине Галлоне (Carmine Gallone)

«Михаил Строгов» — не самый известный в России роман Жюля Верна. Его почти не печатали у нас до революции и совсем не печатали после: одному режиму сильно не нравилась альтернативная реальность, которую Верн сотворил, другому — странствующий по этой реальности герой. Парадоксальным образом роман получился одновременно антимонархическим и промонархическим.

Зато за границей он всегда пользовался немалым спросом, в том числе у кинематографистов. Всего на данный момент насчитывается 13 экранизаций, но мы остановимся на дилогии, состоящей из одноименного фильма Кармине Галлоне 1956 года и сиквела Виктора Туржанского 1961-го.

Михаил Строгов — царский курьер в звании капитана, но по факту — супершпион. В первом фильме государь Александр II посылает его из столицы в Иркутск с важной миссией. Путь предстоит нелегкий, поскольку в Сибири бесчинствует Феофар-хан, предводитель татар, вознамерившийся устроить Руси второе иго.

«Триумф Михаила Строгова» — сиквел — к Жюлю Верну формально отношения уже никакого не имеет, но герой тот же, да и сюжет похож. Вместо татар на этот раз — туркмены, против которых убежал воевать молодой и

Триумф Михаила Строгов юбилей Жюля Верна, снятый по мотивам романа Жюля Верна «Михаил Строгов» производство Франция-Италия, 1961-й год.

«Триумф Михаила Строгова» (Le Triomphe de Michel Strogoff) (1961). Режиссер — Виктор Туржанский (Viktor Tourjansky)

сердцем чересчур горячий принц, приходящийся племянником императрице. Последняя уговаривает Строгова снова собраться в дальнюю дорогу — последовать за непоседой-родственником и приглядеть там за ним.

Оба фильма размашисто, богато поставлены. Костюмы, батальные сцены, клюква (присутствует, например, эпизод чудесного исцеления нанесенных медведем травм водкой). Особенно хорош Курд Юргенс в главной роли. Его Михаил Строгов — это русский Джеймс Бонд XIX века. Образцовый, преданный офицер на службе Его Величества, находчивый, умный, пользующийся успехом у красивых дам, обладающий тонким чувством юмора, с легким сексистским флером. Его бы нашему современному кинематографу в оборот взять, но вот те на — и теперь произведение Жюля Верна выглядит идеологически враждебно. Разве что сюжет основательно переделать, поменяв татар на кого-нибудь — из дальнего, желательно, зарубежья.

2. «Таинственный остров» (1961)

Гражданская война в США. Несколько солдат-янки бегут из плена на воздушном шаре, прихватив с собой одного конфедерата и журналиста. В силу крайне неблагоприятных погодных условий воздушный аппарат уносит на

Экранизации Жюля Верна

«Таинственный остров» (Mysterious Island) (961). Режиссер — Сай Эндфилд (англ. Cy Endfield)

остров в Тихом океане, где обитают гигантские животные. Недружелюбно настроенные, но вкусные.

В оригинальном тексте упоминания о представителях дикой фауны нестандартных размеров отсутствуют. Однако их появление в фильме Сая Эндфилда объясняется достаточно просто. Жюль Верн, когда писал «Таинственный остров», еще не знал, что всё лучше с гигантскими животными. А Сай Эндфилд почти сто лет спустя уже знал. И соорудил мэш-ап знаменитой робинзонады и монстр-муви.

За добавочную часть отвечал признанный король спецэффектов, друг и тезка Рэя Брэдбери Рэй Харрихаузен (трилогия про Синдбада, «Миллион лет до нашей эры», «Чудовище из глубин океана» — по Брэдбери, кстати), большой выдумщик и на все руки мастер. Для создания, например, гипертрофированного краба он взял настоящее членистоногое, полностью его распотрошил, запихнул внутрь хитинового панциря каркас на шарнирах и подвесил всю конструкцию на тросах (это вам не полигоны на компьютере рисовать).

Притом, за исключением огромных чудовищ, фильм не так уж сильно отличается от литературной основы. У Жюля Верна не было южанина, также добавлены две дамы — ради гендерного diversity и чтобы робинзоны не скучали. Ну и кое-что еще по мелочи. Не Эдуард Пенцлин, конечно же, зато — гигантские животные!

Экранизации Жюля Верна

«Тайна острова Бэк-Кап» (чеш. Vynález zkázy — «изобретение погибели») Режиссер — Карел Земан (Karel Zeman)

3. «Тайна острова Бэк-Кап» (1958), «Похищенный дирижабль» (1967), «На комете» (1970)

Прославленный сказочник, хозяин Джонни Деппа и визионер Тим Бертон как-то раз заехал в Прагу с выставкой своего творчества, скромно озаглавленной «Тим Бертон и его мир». В ходе визита он, раздавая интервью, в частности, назвал имена двух человек, более всего повлиявших на него как на художника-мультипликатора. Первый — вышеупомянутый Харрихаузен. Второй — Карел Земан.

В любви к Земану и подражанию ему признавались, прямо или косвенно, Уэс Андерсон, Ян Шванкмайер, Терри Гиллиам. И неспроста. Во всем, что касается коллаборации игры живых актеров и анимации, Земану равных не было, да и по сей день его фильмы интересно если не смотреть (мало ли какие привереды бывают), то рассматривать.

Между тем, славу Земану принес фильм «Тайна острова Бэк-Кап» — стимпанк по мотивам романа «Флаг родины».

Экранизации Жюля Верна

«Похищенный дирижабль» (Ukradená vzducholod) (1967). Режиссер — Карел Земан (Karel Zeman)

Далее «сотрудничество» с Жюлем Верном продолжилось «Похищенным дирижаблем» — условно по «Вокруг света за 80 дней», и «На комете» — еще более условно по «Гектору Сервадаку».

Земан вдохновлялся скорее не самими произведениями (от фильма к фильму это становится все заметнее), а иллюстрациями к ним. Он перенес гравюры со страниц изданий на экран и оживил их, превратив из сопроводительных картинок в полноправных участников историй — пусть и в большей степени своих, чем Жюля Верна.

3. «Властелин мира» (1961)

Конец девятнадцатого века. Правительственный агент Строк, симпатичная леди, ее отец и один скользкий тип, имеющий на леди виды, попадают против своей воли на борт огромного летающего судна «Альбатрос», построенного сумрачным гением по имени Робур. Робур одержим идеей собственноручно прекратить все войны на планете радикальным, но крайне эффективным методом. А именно — разбомбить к чертям все армии и флоты.

Экранизации Жюля Верна

«Властелин мира» (Master of the World) (1961). Режиссер — Уильям Уитни (William Witney)

Пленники, в принципе, тоже за мир, двумя руками, но вот насчет остального решительно возражают. В итоге (простите, спойлер) «Альбатрос» гибнет, а войны продолжаются. То есть ничего, по сути, хорошего.

Это еще один пример неожиданного влияния творчества Жюля Верна на современную поп-культуру. «Властелин мира», поставленный по мотивам романа с тем же названием, произвел в свое время столь мощное впечатление на Джина Родденберри, что тот взял и придумал «Звездный путь».

Робур здесь не очень похож на созданного Верном персонажа и почти совсем не похож на капитана Джеймса Тиберия Кирка. Тем не менее ход мыслей Родденберри легко угадывается. Плюс Робура сыграл сам Винсент Прайс, хорошо известный любому уважающему себя фанату хорроров (и, к слову, под конец жизни исполнивший роль создателя Эдварда Руки-ножницы у Бертона), а Строка — Чарльз Бронсон, хорошо известный вообще всем.

4. «Опасный свет на краю земли» (1971)

Маяк на мысе Горн захватывает банда пиратов во главе с инфернальным капитаном Конгре (Юл Бриннер), зверски умертвив весь обслуживающий персонал, кроме Уилла Дентона (Кирк Дуглас).

«Опасный свет на краю земли» (англ. The Light at the Edge of the World) (1971). Режиссер — Кевин Билингтон (Kevin Billington)

Дальнейшие планы негодяев таковы: погасить свет и ждать, когда какой-нибудь корабль разобьется о скалы (идея для стартапа).

Лишь одного не учли морские бандиты. Уилл Дентон не лыком шит. Что твой Брюс Уиллис в «Крепком орешке», Кирк Дуглас, умело прячась меж камней, планомерно истребляет оккупантов. Причем, в отличие от того же Брюса Уиллиса, исключительно положительного, этот герой-одиночка без особых колебаний жертвует как случайными союзниками, так и damsel in distress — ради высшей цели.

Из всех экранизаций Жюля Верна эта — одна из самых кровожадных. Если не самая. В наличии: сдирание заживо кожи багром и иные виды пыток, многочисленные и разнообразные убийства, реалистичное живописание быта и нравов диких, безумных флибустьеров. И одно почти состоявшееся групповое изнасилование. Короче, не «Дети капитана Гранта», имейте в виду.

08.02.2018

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Кинолитература›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ