Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
чтение давыдычева

Другой Давыдычев

Пермские энтузиасты заново открыли взрослое наследие классика детской литературы

Текст: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Фото с вечера предоставлены театром «ПТАХ», портреты писателя — из открытых источников, фото книг — Игорь Карнаухов

«Взрослые» рассказы Льва Давыдычева прозвучали на первых «Душевных чтениях» — вечере в жанре публичной читки, устроенном театром-лабораторией «ПТАХ». Вдохновила на него проза из сборника писателя «Душа не на своём месте», экземпляр которого был подобран за городом, где книга пылилась, ненужная.

Лев Иванович ДавыдычевВ глазах собственных земляков Лев Иванович Давыдычев (1927—1988) — классик детской литературы, автор «Жизни Ивана Семёнова…», «Лёлишны из третьего подъезда», «Руки вверх, или Врага № 1» и других повестей, с которыми выросло несколько поколений читателей. То, что он писал также для взрослых, сейчас помнят завзятые книголюбы, но, в свете популярности его блистательных сочинений для детей, его творчество для старших товарищей практически забыто. Из этой грани его творчества наиболее известен «Старик и его самая большая любовь» — кстати, он есть в этом сборнике. Да театралы со стажем вспомнят пьесу «Аллочка».

Рассказы, собранные в книге «Душа не на своём месте», были написаны в период с 1957 по 1964 год. Они распределены по семи тетрадям (циклам); в последней, седьмой, один текст — «Мамино слово». Сборник выпущен Пермским книжным издательством в 1965 году и с тех пор не переиздавался.

книжка давыдычева 1965 годаРебятам из театра-лаборатории книжка попалась в деревне, кем-то брошенная. Гости из большого города подняли и раскрыли ее — и открылся забытый, уже неведомый послевоенный миропорядок. Нехитрый быт взрослых героев Давыдычева неведом нам, избалованным бытовой техникой, безлимитным интернетом и социальными сетями, но они почти и не замечают никаких неудобств с практической стороны жизни. Совсем другое волнует их.

Героини рассказа «Война прошла», колхозницы, ждут своих мужей из армии с нетерпением и… не без страха: опасаются расспросов, как жили в тылу, когда на много женщин в округе приходился один мужчина. Проводница из «Случайного спутника» живет ожиданием любви и — придумывает себе симпатию со стороны одинокого пассажира, молодого человека, что едет пятые сутки. В рассказе «Самое длинное мгновение» автор заглянул туда, куда отваживается не всякий творящий — на грань жизни и смерти; герой этой новеллы переживает тот самый последний миг жизни, о котором много рассуждают, но далеко не все берутся художественно воспроизвести:

До поздней ночи ходил он по квартире и делал маленькие дела: собрал старые галоши и сложил их в ящик, смазал керосином дверные шарниры, чтобы не скрипели, песком вычистил таз под умывальником, золой протер ножи и вилки. Каждое движение доставляло ему удовольствие, казалось необычайно важным.

Спать не хотелось. Он тщательно вытер пыль с приемника, купленного неделю назад. Смешно получилось: ушел в магазин за зимним пальто, а вернулся с приемником. Сначала родные дружно бранили его за неразумную покупку, но почти до утра слушали передачи. Сейчас, в последнее мгновение, он пожалел, что не купил приемника раньше. Вообще не умел он жить! Так и не добился благоустроенной квартиры, так и не собрался съездить в санаторий, всё откладывал да откладывал, не навестил брата, не… не… не… Даже не ухитрился вчера выпить рюмку, не поставил перед женой букетика цветов!

Многого не сделал. И, чувствуя, как в него входит холодом смерть, жалел о несделанном. Маленькой показалась жизнь, короткой.

Уже родные сбежались на крик жены, увидевшей его смерть, а он еще жил, все еще длилось последнее мгновение.

из рассказа «Самое длинное мгновение»

Надеемся, наш вечер помог комунибудь открыть Давыдычева как замечательного новеллиста, мастера короткой прозы, искусного лирика, — сказал актер театра Алексей Сесюнин.

Давыдычев читка

Для первых «Душевных чтений» были взяты рассказы из первой тетради «Души». С целью большего погружения в атмосферу советского быта пришедших зрителей поили чаем и угощали бутербродами с маслом и сахаром.

На следующий вечер, в апреле, готовят новеллы из второй тетради сборника. В «ПТАХе» намерены прочитать все за четыре-пять встреч, и, учитывая зрительскую реакцию, выбрать вызвавшие наибольший отклик публики, которые затем лягут в основу спектакля под предварительным названием «Простые люди».

28.03.2019

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

Нонфикшен2019

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ