САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как Астафьев встретился за границей с самим собой

Уникальные портреты советских писателей войдут в экспозицию будущего именного зала в Перми

портрет Астафьева
портрет Астафьева

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Портреты ряда выдающихся советских писателей и деятелей искусства заняли почетное место на первой посмертной выставке творчества народного художника СССР Евгения Широкова, прошедшей в Центральном городском выставочном зале. Живописец ушел из жизни 31 декабря 2017 года. Многие известные люди страны доверяли себя искусному пермяку.

Как прозаику попасть на обложку

этюд к портрету Астафьева

Одной из главных творческих удач западноуральского художника считается портрет Виктора Астафьева. Оригинал находится в Государственной Третьяковской галерее, поэтому в Перми был вывешен этюд. Этой картине почти полвека, однако ею по сей день можно иллюстрировать труд писателя. Астафьев изображен в рабочей обстановке в момент творческих терзаний. На столике, покрытом газетами, лежит раскрытая рукопись, пепельница перед героем полна окурков, вьется дымок папиросы. Лицо сосредоточено, взъерошены волосы не старого еще человека, крепкая, плотно сбитая фигура пронизана пульсирующей мыслью.

— Как вспоминал Широков, в конце шестидесятых он пожаловал к прозаику домой (Виктор Петрович еще жил в Перми. — Прим. ред.), — рассказывает искусствовед Тамара Шматёнок. — Была зима. Астафьев сидел спиной к окну, сквозь изморозь на стекле падал характерный мягкий свет. Он работал, правил, кстати, многострадальных «Пастуха и пастушку». При этом нещадно курил, туша одну папиросу и тут же зажигая другую. Евгения Николаевича, как он поведал, поразила эта сцена, и художник изобразил персонажа в такой момент, не ища другой обстановки. 

Широков-Е.-Н.-Портрет-писателя-В.-П.-Астафьева.-1969

Портрет снискал высокие оценки на выставке «Урал социалистический» в Челябинске, затем экспонировался на республиканской и всесоюзной выставках и был приобретен Третьяковкой.

…Несколько лет спустя в составе советской делегации Астафьев поехал за границу. Товарищи шли по берлинской улице мимо то ли магазина, то ли киоска, и кто-то из спутников заметил на витрине немецкий журнал по тематике изобразительного искусства, на обложке которого… был этот портрет.

«Выпили мы, Женя, и за тебя, и за меня как солдата. Надо же, сам с собой в Берлине встретился!» — восторженно писал Виктор Петрович художнику после этого.

Чувство сильных

В 1978 году в Прикамье проходили очередные Дни советской литературы. Двум видным их участникам, кого считал близкими себе по духу: выдающейся поэтессе Юлии Друниной и ее супругу, кинодраматургу и сценаристу Алексею Каплеру, — Широков предложил написать их. Гости откликнулись и посетили его мастерскую.

Юлия Друнина

В образе Друниной отражено ее фронтовое прошлое. Женщина изображена на фоне распахнутого окна, а кажется, перед зрителем распахнулась ее память: за горизонт убегают извилистые колеи, красные пятна в панораме вокруг напоминают вспышки разрывов. На первом плане, на фоне этого сгустившегося мрака поэтесса гордо вскинула голову, задумавшись о чем-то. От профиля веет неукротимым духом и упрямством.

— Евгений Николаевич любил сильных людей, — отмечает Шматёнок. — И сам был сильным человеком.

Зная дальнейшую трагическую судьбу Друниной: фронтовичка близко к сердцу принимала разрушительные процессы, ведшие к развалу Советского Союза, и, не смирившись с этим, покончила с собой, —


поэт Юрий Беликов посчитал эту картину пророческой.


А еще Широков запечатлел писательницу Викторию Токареву, пермских поэтов Владимира Радкевича и Игоря Тюленева, литературного критика Валентина Курбатова, актера Ефима Копеляна, по сей день более всего известного стране как голос за кадром в неувядающей экранизации «Семнадцати мгновений весны».

Портрет А. Каплера

Другие выдающиеся отечественные артисты запечатлены в образах литературных героев. Так, Иннокентий Смоктуновский изображен игравшим Гамлета, Евгений Лебедев — в роли толстовского Холстомера.

Был представлен и ряд хрестоматийных изображений: А. С. Пушкина, Сергея Есенина, Михаила Шолохова, а также легендарных русских государственных деятелей и ученых, кого портретист не мог написать с натуры, а нарисовал их в начале девяностых для «Духовно-исторического центра молодежи».

СПРАВКА

Евгений Николаевич Широков (1931—2017) — крупный деятель отечественного реалистического искусства второй половины ХХ века. Почетный житель Перми и области, лауреат Строгановской премии (2011). Его работы хранятся в пятнадцати отечественных музеях и множестве частных собраний по стране и за рубежом.

Кроме частных владельцев и семьи художника, экспонаты для первого вернисажа, развернувшегося после его ухода, предоставили Пермская государственная художественная галерея и Пермский институт культуры.

Краткосрочная выставка, первая посвященная памяти его профессора, завершилась, однако большеформатные портреты и этюд к Астафьеву вернулись в постоянную экспозицию галереи, работы цикла «России славные сыны» — в институт, так что продолжать общение с наследием выдающегося земляка может каждый желающий житель Перми и гость города.

Естественно, что в окружении таких картин у кого-то из причастных родилась мысль об открытии в городе Широковского зала — постоянного средоточия живописи мастера, где лики классиков литературы XX века займут подобающее место.