САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Мартовские коты

Гофман, Ремизов, Бальмонт, Пелевин. Десять самых известных котов русской и мировой литературы — в нашем иллюстрированном обзоре

Текст и фото: ГодЛитературы.РФ

Отмечаем День кошек. Дарим в этот день своим читателям немного спокойствия, оптимизма и красоты, сконцентрированных в десяти знаменитых книжных котах. А «в ролях» известных литературных персонажей (на которых их создателей, без сомнения, вдохновили их собственные любимцы) выступают не анонимные «котики с просторов интернета», а реальные звери, принадлежащие сотрудникам редакции и их друзьям с берегов Мертвого моря.

При подготовке материала ни одно животное не пострадало.

С праздником!

ЧЕШИРСКИЙ КОТ

  • «Ура! - подумала она. - Это Чеширский Кот; теперь хоть будет с кем поговорить!
  • - Ну, как успехи? - спросил Чеширский Кот, как только рот его достаточно проявился, чтобы говорить.
  • Алиса обождала, пока появятся глаза, и тогда молча кивнула.
  • "Говорить с ним еще рано, - думала она, - надо подождать ушей. Или хоть одного уха".
  • Не прошло и минуты, как голова появилась целиком; Алиса поставила своего фламинго на землю и, очень довольная, что наконец нашла слушателя, приступила к отчету о ходе игры.
  • Кот, по-видимому, решил, что проявил себя достаточно, и на этом остановился; остальные его части так и не появились».

Льюис Кэрролл. "Алиса в стране чудес" (Перевод Бориса Заходера)

чешир1

КОТ УЧЕНЫЙ

  • «У лукоморья дуб зелёный;
  • Златая цепь на дубе том:
  • И днём и ночью кот учёный
  • Всё ходит по цепи кругом;
  • Идёт направо - песнь заводит,
  • Налево - сказку говорит.
  • Там чудеса: там леший бродит,
  • Русалка на ветвях сидит…

  • ...И там я был, и мёд я пил;
  • У моря видел дуб зелёный;
  • Под ним сидел, и кот учёный
  • Свои мне сказки говорил».

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»

на-дубе-том

КОТ БЕГЕМОТ

  • «...третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами».

  • «Стоящий на задних лапах и выпачканный пылью кот тем временем раскланивался перед Маргаритой. Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены.
  • - Ну что же это такое! - воскликнул Воланд, - зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов?
  • - Штаны коту не полагаются, мессир, - с большим достоинством отвечал кот, - уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги? Кот в сапогах бывает только в сказках, мессир. Но видели ли вы когда-либо кого-нибудь на балу без галстуха? Я не намерен оказаться в комическом положении и рисковать тем, что меня вытолкают в шею! Каждый украшает себя, чем может. Считайте, что сказанное относится и к биноклю, мессир!»

  • «— Единственно, что может спасти смертельно раненного кота, - проговорил кот, - это глоток бензина... - И, воспользовавшись замешательством, он приложился к круглому отверстию в примусе и напился бензину. Тотчас кровь из-под верхней левой лапы перестала струиться. Кот вскочил живой и бодрый, ухватив примус под мышку, сиганул с ним обратно на камин, а оттуда, раздирая обои, полез по стене и через секунды две оказался высоко над вошедшими, сидящим на металлическом карнизе».

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

бегемот

КОТ МУРР

  • «Я испытывал все большее довольство и начал выражать переполнявшее меня блаженство теми особенными, лишь нашей породе свойственными звуками, которые люди довольно метко обозначают словом "мурлыканье". Итак, я гигантскими шагами шествовал вперед по стезе познания мира. Какой бесценный дар небес, какое огромное преимущество уметь выказывать внутреннее физическое довольство звуками и телодвижениями! Сперва я только мурлыкал, позднее пришло уменье неподражаемо извивать хвост самыми затейливыми кольцами, и, наконец, я овладел чудесным даром -- единственным словечком "мяу" высказывать радость, боль, наслаждение и восторг, страх и отчаяние, словом, самые разнообразные оттенки ощущений и страстей. Чего стоит человеческий язык по сравнению с этим простейшим из простейших средств для того, чтобы заставить понять себя?»

Э.-Т. Гофман «Житейские воззрения кота Мурра»

мур

КОТ В САПОГАХ

  • «Один мельник, умирая, оставил своим трём сыновьям наследство: мельницу, осла и Кота. С разделом недолго возились и обошлись без помощи суда, потому что судьи обобрали бы их до нитки.
  • Старший брат взял себе мельницу. Второй - осла. А младшему дали Кота.
  • Он был неутешен, что досталась ему такая дрянь.
  • - Братья, - говорил он, - могут честно зарабатывать себе кусок хлеба, а мне, несчастному, когда я съем своего Кота и сошью из его шкуры рукавицы, придётся умирать с голоду.
  • Только вдруг Кот, который слышал эти речи, но не подавал и виду, что их понял, и говорит спокойным, серьёзным тоном:
  • - Не горюй, хозяин, а дай ты мне лучше мешок да закажи мне пару сапог, чтобы не больно было ходить по кустам. И увидишь, что ты не так обделён, как думаешь».

Шарль Перро. «Кот в сапогах»

АРИСТАРХ ФАЛАЛЕИЧ МУРЛЫКИН

  • «Маша поспешила вниз в том же платье, в котором вошла в свою светлицу. Она отворила дверь и оцепенела!.. На скамье, подле Онуфрича, сидел мужчина небольшого росту, в зеленом мундирном сюртуке; то самое лицо устремило на нее взор, которое некогда видела она у черного кота. Она остановилась в дверях и не могла идти далее.
  • - Подойди поближе, - сказал Онуфрич, - что с тобою сделалось?
  • - Батюшка! это бабушкин черный кот, - отвечала Маша, забывшись и указывая на гостя, который странным образом повертывал головою и умильно на нее поглядывал, почти совсем зажмурив глаза.
  • - С ума ты сошла! - вскричал Онуфрич с досадою. - Какой кот? Это господин титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин, который делает тебе честь и просит твоей руки.
  • При сих словах Аристарх Фалелеич встал, плавно выступая, приблизился к ней и хотел поцеловать у нее руку. Маша громко закричала и подалась назад. Онуфрич с сердцем вскочил с скамейки.
  • - Что это значит? - закричал он. - Эдакая ты неучтивая, точно деревенская девка!
  • Однако ж Маша его не слушала.
  • - Батюшка! - сказала она ему вне себя, - воля ваша! это бабушкин черный кот! Велите ему скинуть перчатки; вы увидите, что у него есть когти. - С сими словами она вышла из комнаты и убежала в светлицу».

Антон Погорельский. «Лафертовская маковница»

14

НИКА

  • «Не то чтобы Никa былa рaвнодушнa к удобствaм - онa с пaтологическим постоянством окaзывaлaсь в том сaмом кресле, кудa мне хотелось сесть, - но предметы существовaли для нее только покa онa ими пользовaлaсь, a потом исчезaли. Нaверное, поэтому у нее не было прaктически ничего своего, я иногдa думaл, что именно тaкой тип и пытaлись вывести коммунисты древности, не имея понятия, кaк будет выглядеть результaт их усилий. С чужими чувствaми онa не считaлaсь, но не из-зa скверного склaдa хaрaктерa, a оттого, что чaсто не догaдывaлaсь о существовaнии этих чувств».

В. Пелевин. «Ника»

pelevi

МУРЕНКА

  • «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит - старик веселый да ласковый. Она и говорит:
  • - Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая.
  • - Про это, - отвечает Кокованя, - что и говорить. Такую звонкую кошку не взять - дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.
  • Хозяйка слышит их разговор. Рада-радехонька, что Кокованя сиротку к себе зовет. Стала скорей Даренкины пожитки собирать. Боится, как бы старик не передумал.
  • Кошка будто тоже понимает весь разговор. Трется у ног-то да мурлычет:
  • - Пр-равильно придумал. Пр-равильно.
  • Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает».

П. Бажов «Серебряное копытце»

24346718431_a01abf221c_k

ВАСЬКА

  • «Агапевна уж тайком кота завела. Приучила кота под кроватью ночевать, чтобы сон нагонял. Уляжется Иван Семенович, выгонит она Ваську из-под печки, пустит под кровать. А Васька такой воркотун, заведет свою песню: вилы-грабли, сено клали - чего еще? - спи, нет, все ворочается - тошно тому, кто любит! - одна она в мыслях, одну поминает, только ею и бредит:
  • - Голубка моя, гурливая!
  • Хуже того, как узнал про кота, целую бурю поднял:
  • - Не хочу, - говорит, - под вилы-грабли спать, не грудной я младенец, где увижу кота, тут и задавлю, кот весь дом опалит.
  • И действительно, Васька за короткий промежуток след по себе оставил; все корешки «Русской мысли» и «Вестника Европы» опалил, а по верхам шатаясь, задел и приходо-расходную книгу и кое-кого из красавиц.
  • Покорилась Агапевна, завязала Ваське глаза, отнесла на пустой двор, там и покинула».

А. Ремизов. «Неуемный бубен»

11

КОШКА БАЛЬМОНТА

  • Мой зверь - не лев, излюбленный толпою, -
  • Мне кажется, что он лишь крупный пес.
  • Нет, желтый тигр, с бесшумною стопою,
  • Во мне рождает больше странных грез.
  • И символ Вакха, быстрый, сладострастный,
  • Как бы из стали, меткий леопард;
  • Он весь - как гений вымысла прекрасный,
  • Отец легенд, зверь-бог, колдун и бард.
  • Еще люблю я черную пантеру,
  • Когда она глядит перед собой
  • В какую-то нежизненную сферу,
  • Как страшный сфинкс в пустыне голубой.
  • Но если от азийских, африканских
  • Святых пустынь мечту я оторву,
  • Средь наших дней, и плоских и мещанских,
  • Моей желанной кошку назову.
  • Она в себе, в изящной миньятюре,
  • Соединила этих трех зверей.
  • Есть искры у нее в лоснистой шкуре,
  • У ней в крови - бродячий хмель страстей.
  • Она проходит в комнтатах бесшумно,
  • Всегда свою преследуя мечту,
  • Влюбляется внезапно и безумно,
  • И любит ведьм, и любит темноту.
  • В ее зрачках - непознанная чара,
  • В них фосфор и круги нездешних сфер,
  • Она пленила страшного Эдгара,
  • Ей был пленен трагических Бодлер, -
  • Два гения, влюбленные в мечтанья,
  • Мои два брата в бездне мировой,
  • Где нам даны безмерные страданья
  • И беспредельность музыки живой.

К. Бальмонт «Мои звери»

Скульптура Фернандо Ботеро в Ереване. Фото: Михаил Визель