Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Статья Павла Басинского о взаимодействии писателя и читателя

Первым «блогером» был Достоевский

Павел Басинский — о взаимодействии писателя с читателем

 
Текст: Павел Басинский/РГ
Фото: greylib.align.ruPavel-Basinskiy.jpgНа электронном портале «Год Литературы» появилась интересная информация. В отеле Radisson Blu издательство «Эксмо» представило планы в формате, названном «Большой авторской конференцией». Различные спикеры, среди которых гендиректор «Эксмо» Евгений Капьев, руководитель направления «сторителлинга» «Яндекс.Дзен» Никита Белоголовцев, блогер и предприниматель Олег Бармин, рассказали писателям и журналистам о том, как нужно зарабатывать в издательском деле в 2019 году.

Конференцию открыл Евгений Капьев. Он рассказал о тенденциях рынка и стратегии издательства. Например, планируется в ближайшие годы развивать инструменты искусственного интеллекта (в первую очередь имеется в виду создание портрета аудитории) и собственный интернет-магазин. Капьев также отметил, что модель взаимодействия между читателем и писателем, при которой между ними всегда стоит издатель, сегодня неактуальна. Читатель, автор, издатель и контент образуют своеобразный квартет, где каждый из элементов одинаково взаимодействует с тремя оставшимися.

На конференции презентовали «личный кабинет для авторов» — новый удобный способ общения автора и издателя с возможностью отправлять отчеты, фото, обложки, смотреть статистику…

Главный тезис: писатель сегодня не может не взаимодействовать с читателем. Издательство будет поощрять любые виды взаимодействия — фестивали, книжные ярмарки, составление авторами топов книг, публичные выступления, вечеринки и карнавалы.

Авторов будут мотивировать общаться с читателями в инстаграме, размещать информацию об этапах создания книги или, например, записывать мини-видео о книге, и лучше всего на телефон.


Писатель больше не может отсиживаться в Ясной Поляне.


Первое чувство — обида за Льва Толстого. Всем бы писателям по Ясной Поляне! Как раз Толстой и был первым медийным мировым писателем, каждый шаг которого отслеживали российские и мировые СМИ, а ими в то время являлись газеты. Причем «прямой контакт» с читателем он осуществлял в Ясной Поляне, куда началось паломничество.

Первым «блогером» среди писателей был Федор Достоевский с его «Дневником писателя», выходившим ежемесячным журналом. Игорь Волгин обратил внимание: под словом «писатель» в названии издания подразумевалось не лицо, то есть издатель Достоевский, а профессия, поскольку имя автора обозначалось в конце, как подпись под текстом. «Дневник писателя» — дневник общественной жизни, пропущенной через личное писательское восприятие. Достоевский вступает на «дневниковое» поприще не в качестве журналиста или публициста, а именно в качестве писателя, что, собственно, и прокламируется».

Просто интернета еще не было. Но трудно представить Достоевского, который рассказывает читателю об этапах создания очередного романа. Ну, как-то так: «Нужно срочно сдавать издателю роман «Игрок», иначе по договору лишусь всех прав на сочинения. Познакомили со стенографисткой Анной Сниткиной. Милая девушка! Не жениться ли мне на ней?» И — снятое на телефон селфи с будущей женой.

Если говорить серьезно, то проблема ясна, и она возникла не сегодня. Я давно и не раз писал о том, что самым ценным «товаром» на книжном рынке становится не книга и не ее автор, а читатель. Признаем то, что для нас, писателей, не слишком приятно. По мере падения интереса к чтению (объективно происходит при временных спадах и подъемах) уважение к читательской аудитории растет, а к самоценной личности автора падает. «Самовыражением» уже никого не удивишь, сегодня это произносится, как правило, с ироническим оттенком.

Критериев для оценки того или иного нового произведения или нового автора в нашем обществе не существует. Я давно замечаю:


если какую-то книгу известного писателя или новое имя в литературе начинают обсуждать два человека с одинаковым примерно образованием, общим кругом знакомств, похожим образом жизни, что должно вроде бы определять их вкусы, то один почему-то говорит «прекрасно», а второй — «ужасно».


И ни один, ни второй не могут внятно аргументировать свое мнение.

Из этого следует, что у нас нет «общественного договора» в отношении современной литературы, как, подозреваю, его у нас нет и в отношении театра, кино.

Зато есть (только негласный) «общественный договор» в отношении жанровой литературы. Ее поклонникам (поклонницам), собственно, не нужно договариваться, какие детектив, фэнтези или любовный роман нужно признать гениальными, а какие — дурными. Их просто читают или не читают. Разумеется, реклама здесь тоже работает, но реклама заведомо востребованного товара.

А вот с «серьезной литературой» все очень сложно. Я беру эти слова в кавычки не потому, что хочу посмеяться над «серьезной литературой», а потому, что становится все труднее и труднее наполнять эти слова каким-то внятным смыслом. Вот Виктор Пелевин — это «серьезная литература»? Одни скажут — да, другие — нет.

Хорошо, поверим издателям.


Итак, будущее писателя за интерактивом. Он должен не задирать нос, не прятаться в башне из слоновой кости, а выходить на прямой контакт с читателем.


А с другой стороны (и это тоже прозвучало на конференции), нужны «писатели-активисты», чье мнение идет вразрез с обществом и создает «новые тренды».

Проще говоря, все средства хороши, продавались бы книги. Позиция издательства мне понятна, и претензий к ней быть не может. А вот что делать писателям в этой ситуации, мне совсем непонятно. Думаю, что по старинке писать новые талантливые и интересные книги. А бежать впереди паровоза (читателя), может быть, и современно, но опасно. Не ровен час — задавит.

Оригинал статьи: «Российская газета» — 03.02.2019

04.02.2019

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

Нонфикшен2019

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ