САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Эксмо» разворачивается к читателю

В 2019 году писатель не может отсиживаться в «ясной поляне» — убеждены издатели. И готовы ему в этом всячески помогать

21 января «Эксмо» впервые представил свои планы в формате, названном “Большой авторской конференцией”.
21 января «Эксмо» впервые представил свои планы в формате, названном “Большой авторской конференцией”.

Текст: Федор Кузьмин

Фото: eksmo.ru

Федор-Кузьмин

В отеле Radisson Blu 21 января «Эксмо» впервые представило свои планы в формате, названном «Большой авторской конференцией». Различные спикеры, среди которых - заместитель директора редакции «Эксмо Non fiction» Рамиль Фасхутдинов, гендиректор «Эксмо» Евгений Капьев, руководитель направления сторителлинга «Яндекс.Дзен» Никита Белоголовцев и блогер и предприниматель Олег Бармин - рассказывали собравшимся - а это не только авторы, но и журналисты - о том, как зарабатывать в издательском деле в 2019 году, что нужно сделать, чтобы продвинуть свой блог, какой контент сегодня популярнее всего.

Конференцию открыл генеральный директор «Эксмо» Евгений Капьев. Он рассказал о тенденциях рынка и стратегии издательства, расставил приоритеты «Эксмо». Так, издательство планирует в ближайшие несколько лет развивать big data, инструменты искусственного интеллекта (в первую очередь под этим имеется в виду создание портрета аудитории) и собственный интернет-магазин book24. Капьев отметил, что модель взаимодействия между читателем и писателем, при которой между ними всегда стоит издатель, ныне неактуальна, а читатель, автор, издатель и контент образуют своеобразный квартет, где каждый из элементов одинаково взаимодействует с тремя оставшимися.

Гендиректор издательства рассказал, что «Эксмо» развивается в регионах, а также планирует увеличивать долю электронных и аудиопродаж.


Отдельная цель - рост экранизаций книг.


«На Западе процент экранизаций гораздо выше, чем у нас. Если у нас это один процент, то у них, условно говоря, десять процентов книг. Экранизация книг там огромный источник дохода - и мы будем активно развивать это направление. Мы заключили партнерство с компанией «Среда», сейчас они рассматривают наши рукописи для экранизации», - подытожил Капьев.

Однако главный тезис Евгения Капьева - автор сегодня не может не взаимодействовать с читателем. Поэтому издательство «Эксмо» всячески поощряет любые виды такого взаимодействия: фестивали и книжные ярмарки, составление авторами топов книг, public talk, вечеринки и… карнавалы. В 2019 году «Эксмо» будет усиливать анонсирующую кампанию книг и внедрять новые инструменты по продвижению - большинство из которых сводится к контакту автора и читателя.


Авторов будут всячески мотивировать общаться с читателями в инстаграме, размещать информацию об этапах создания книги или, например, записывать мини-видео о книге - и лучше всего на телефон,


отмечает Капьев. Впрочем, об обычных способах продвижения - анонсах в СМИ и размещении предзаказа на книгу - не забыли.

21 января «Эксмо» впервые представил свои планы в формате, названном “Большой авторской конференцией”.

Также, по словам Евгения Капьева, большую роль в продаже книги играют отзывы - в первую очередь в интернете. «Черный пиар здесь не работает. Отрицательные отзывы не подогревают интерес к книге, а снижают продажи на 30%», - уточнил Капьев.

Что же покупали люди в 2017 и 2018 годах? Как ни странно, бесспорным лидером продаж оказался интерактивный «Дневник 3» из мультсериала Gravity Falls. Капьев отметил, что покупатели любят всяческий интерактив: он показал раскладную модель замка Хогвартс и сказал, что эта модель (ее розничная цена 3600 рублей) оказалась необычайно популярной и весь ее тираж был быстро распродан.


В художественной прозе наиболее существенной оказалась доля продаж классической литературы и драматургии, а в сегменте non-fiction - книги по популярной психологии.


Бестселлерами среди художественной литературы в 2018 году стали «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» Гузели Яхиной, «1984» Оруэлла и «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина, «Шантарам» Грегори Робертса и «Призрак Канта» Татьяны Устиновой.

Наиболее популярные книги non-fiction - это «Пиши. Сокращай», «Тонкое искусство пофигизма», «Как создать свой бизнес и начать зарабатывать» и «7 навыков высокоэффективных людей».

О трендах в non-fiction подробнее рассказал Рамиль Фасхутдинов, заместитель директора редакции «Эксмо Non fiction». Наиболее популярная нонфикшн-тематика сегодня, по его словам, - это саморазвитие. Людей интересует как развитие soft skills (умение справляться со стрессом или вести переговоры, лидерские качества и тому подобное), так и hard skills (т. е. обучение конкретным навыкам).

Фасхутдинов отметил, что сегодня наблюдается любопытная тенденция: люди вновь готовы читать толстые книги - «чтобы осознать свое место в сегодняшнем нестабильном мире».


Также характерно появление писателей-активистов, чье мнение идет вразрез с общественным и создает новые тренды.


Рамиль Фасхутдинов выделил супертренды, дошедшие до нас недавно: феминизм, ЛГБТ, ЗОЖ, экологичность, mindfulness (буквально - «мозгонаполнение», например, книги-раскраски для взрослых, созданные исключительно для релаксации), графические романы. Говоря о феминизме и ЛГБТ, Фасхутдинов и Капьев заключили, что классический тип писателя - то есть белый мужчина средних лет («цисгендерный» - иронически выкрикнул кто-то из зала) - сегодня уже не так интересен читателю.

На конференции презентовали личный кабинет для авторов - новый удобный способ общения автора и издателя с возможностью отправлять отчеты, фото, обложки, смотреть статистику и т. д.

После руководства «Эксмо» к микрофону вышел Никита Белоголовцев, руководитель направления сторителлинга в «Яндекс.Дзене». В своем выступлении он рассказал о перспективах развития этой платформы и ее преимуществах: большой доле дочитываемых до конца публикаций, внушительном охвате (около 9 миллионов пользователей в день), различных форматах. Также Белоголовцев привел в пример успешные каналы на «Яндекс. Дзене»: «Промышленный турист», Book24 и канал Елены Володиной.

Белоголовцева сменил Олег Бармин, предприниматель и блогер, ранее занимавший должность директора по маркетингу в LiveJournal. Бармин рассказал о собственном пути к успеху и опыте работы с краудфандинговыми платформами. «Нужно просто дать возможность людям тратить их деньги», - этими словами Бармин завершил историю о том, как


он продавал на аукционе за десятки тысяч рублей возможность лететь вместе с собой в Калининград на самолете,


работал за огромные деньги водителем и собрал миллион рублей в рекордно короткие сроки.

Выступление Бармина о продвижении личного бренда было встречено с большим энтузиазмом. Подогретым еще и тем, что по окончании конференции ее участники потянулись на фуршет.