Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Союз писателей и союз читателей

20 марта в Москве прошла церемония вручения литературных премий «Поэт года» и «Писатель года»

Текст и фото: Настасья Брицына
На фото: победители и члены жюри

Праздник для поэтов и их читателей, который отмечается во всем мире 21 марта (Всемирный день поэзии), начался в Москве еще накануне, на церемонии вручения национальных литературных премий «Поэт года» и «Писатель года». Событие объединило жителей самых разных уголков России, а точнее, ее 52 регионов, от Крыма и Калининграда до Амурской области и Хабаровского края, а также авторов, пишущих на русском языке, из 12 стран Европы, Средней Азии и Северной Америки.

На сегодняшний день конкурс на соискание премий «Поэт года» и «Писатель года» — единственный в России литературный проект такого масштаба: его жюри рассматривает сотни тысяч авторов и представляет обществу имена новых поэтов и писателей. Лауреаты премии получают контракт на издание книги, финансируемый Российским союзом писателей (РСП).

О размахе происходящего можно было судить хотя бы по битком набитому большому конференц-залу Правительства Москвы, где проходило награждение. (При этом часть пришедших — не сами финалисты и не члены их семей — покупали билеты.) Однако, добавляет председатель Оргкомитета премий, президент Российского союза писателей Дмитрий Кравчук: «Аудитория премии гораздо шире — это вся аудитория порталов Стихи.ру и Проза.ру». На Стихи.ру, к примеру, каждый день публикуется 10 тысяч новых текстов. А в общей сумме проект насчитывает уже миллион авторов.

«Для меня важно не то, что наш охват становится шире, а новое качество, — рассказывает Дмитрий Кравчук. — Приятно услышать, как профессионалы отзываются о творчестве отобранных нами авторов. Например, поэт и литературовед Игорь Волгин очень высоко оценил стихи Аллы Шараповой (Алла Шарапова получила Первую премию в номинации «Поэт года». — Н.Б.). Мы расширяем охват, чтобы повысить качество, то есть чтобы никого не упустить из виду».

До начала церемонии награждения прошла презентация книг лауреатов прошлого года. Среди них — новые книги поэтов Ольги Сухановой и Дмитрия Мурзина, драматурга Александра Гельмана, писателя и журналиста Иосифа Гальперина. Гости также смогли приобрести конкурсные альманахи и сборники финалистов на книжной ярмарке в фойе.

Ольга СухановаЛауреат прошлого года Ольга Суханова стала участвовать в конкурсе только из желания «проявиться»: «Так вышло, что примерно до 2014—2015 года я очень давно ничего не писала (Ольга Суханова — выпускница Литературного института 1998 года. — Ред.), а потом вдруг снова начала — и захотелось как-то встряхнуться, вылезти на свет божий, людей посмотреть и себя показать. Про соревновательную составляющую — конкурс же! — сначала совсем не думала, а потом, когда полистала конкурсные альманахи, появилась мысль, что уровень-то вполне берущийся».

На вопрос о том, что эта премия дает, Суханова отвечает: «Самое главное — появилось подтверждение, что стихи-то у меня бывают и ничего. Хотя я уверена, что каждый автор сам все про себя знает, но все равно приятно. К тому же огромный всплеск внимания читателей. Ну, и вышедшая книга, конечно. Это мой второй сборник, так что ощущение своей книги в руках уже знакомо, но главное даже не это. Сборник стихов — это такая черта… Отчеркнуть написанное и идти дальше — с чистого листа. И хотелось бы — лучше и интереснее».

На фоне всеобщего разочарования по поводу «разучившегося читать» современного общества этот конкурс с его все растущей популярностью выглядит как минимум неправдоподобно. Тем не менее, на портал Стихи.ру в сутки заходят 200 тысяч человек, на Проза.ру — 100 тысяч. И все это читатели!

В фойе перед началом церемонии награждения

В фойе перед началом церемонии награждения

О судьбе современного писателя в России размышлял гость мероприятия, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре и образованию Сергей Рыбаков: «Российский союз писателей — это на данный момент единственная в нашей стране организация, которая действительно активно решает старую как мир задачу — подготовка новых писателей. Ведь ни для кого не секрет, что проще делать ставку на уже существующих звезд, одна и та же колода и на телепередачах, и в обзорах литературы, и в кино. А как поддерживать новых»?

Отвечая на этот вопрос, представитель Совфеда вспоминает времена, когда Союз писателей нашей страны был не просто общественной организацией, а ведомством писательского труда: «Все-таки, если отвлечься от идеологии, советская система «управления» культурой была сильна тем, что постоянно вербовала новые кадры. И здесь я говорю не о том, что писателями нужно «управлять», этого им не требуется, а о том, что им нужна организация их творческого труда». В СССР, по мнению Рыбакова, талантливый человек понимал, что его заметят, и из кругов самодеятельности он сможет пойти наверх. А сейчас эти «шлюзы», во многом из-за экономических механизмов, перекрыты. «Просто в какой-то момент мы решили, что рынок сам расставит все на свои места. И это ощущение пока остается. Когда мы его переборем, все пойдет по-другому», — уверен Сергей Рыбаков.

Главные же финансовые трудности начинающих авторов связаны не с тем, что у них нет денег, а с тем, кому эти деньги попадают, считает Рыбаков. «Какие у нас есть формы поддержки книги? Самая распространенная сейчас — выдача гранта Роспечати. Но он выдается не писателю, а издателю, на половину его типографских расходов. В итоге получается, что издатель, встретившись с писателем, сам для себя определяет, насколько книга рентабельна, причем именно с точки зрения бизнеса». В связи с этим Сергей Рыбаков задается вопросом, не стоит ли перенести центр тяжести на писателей. Но для этого нужно профессиональное сообщество, оценивающее результаты писательского труда. Такого в России пока нет.

А вот для Александра Демидова, получившего Первую премию в номинации «Лирика» (это одна из почти десятка объявленных номинаций), но известного публике больше не как поэт, а актер театра «Квартет И», проблема заключалась не в том, как издаться, а как дойти до зрителя. «Пишу я с детства и пытаюсь открываться и наладить обратную связь. И вот здесь я ее получил, — рассказывает Демидов. — Опубликовался на Стихи.ру, там меня заметили, номинировали, и я вышел в финал. Это и есть огромное счастье — понять, что столько лет ты пишешь не в стол, а это интересно кому-то еще, кроме тебя». В театре и кино у Демидова нет пока ни одной премии, так что «Поэт года» в номинации «Лирика» — первая в его жизни.

21.03.2017

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ