03.11.2015
Учебный год

На деревню Чехову

Каждый десятый участник Всероссийского конкурса написал сочинение в виде письма

Текст: Ирина Ивойлова/РГ

Фото: Александр Алпаткин/РИА Новости, ria.ru

На фото: cтаршеклассники сдают письменный экзамен по литературе в одной из курганских школ

В Минобрнауки подвели итоги Всероссийского конкурса сочинений, который проводился во второй раз. Что интересно, жюри оценивало работы по стобалльной системе. Победителями стали 100 учеников из 63 регионов России. Самые высокие оценки получили Евгений Селянин из Алтайского края («Как купец Сухов барина благотворительности научил»), Елизавета Рыжкова из Вологодской области («Увидеть небо...»), Матвей Жуков из Кировской области («Лучшее, что есть у человека, - это собака»).

В отличие от выпускных сочинений эти работы писали ученики всех классов, начиная с четвертого. И оценивали их по возрастным группам.

Темы: биография и творчество российских поэтов и писателей, чьи юбилеи отмечаются в 2015 году; литературные произведения - юбиляры 2015 года; 70-летие Победы в Великой Отечественной войне; история российского предпринимательства в культурно-историческом контексте. Какую именно тему выбрать - решали регионы. Но рекомендации были: на Чукотке, естественно, из писателей предложили Юрия Рытхэу, в Ростовской области - Михаила Шолохова, в Крыму - Александра Грина и Льва Толстого с «Севастопольскими рассказами»…

Из книг среди юбиляров года - «Слово о полку Игореве», «Борис Годунов», «Котлован», «Понедельник начинается в субботу». А еще - поэтические сборники Константина Бальмонта, Роберта Рождественского, Николая Заболоцкого. Все эти произведения были среди тем сочинений.

Что выяснилось? Школьники читают и знают классическую литературу. Чехов - один из самых любимых писателей. Младшие классы часто брали рассказы, старшие - «Вишневый сад». Любят ученики Есенина, Лермонтова, Крылова, Ершова, Твардовского.

Несколько интересных работ было написано по Куприну, Северянину, Бродскому, Цветаевой. А вот Юрия Рытхэу плохо знают даже на его родной Чукотке. Тему по творчеству этого писателя не выбрал никто. Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев тоже не самые известные авторы у учеников. Представление о литературе народов России у нынешних школьников вообще очень слабое.

Предпринимательство - новый сюжет для учеников.

- Участник мог рассказать об одном из меценатов - уроженцев своего края и том вкладе, который он внес в культуру. Или рассказать о музее, театре, библиотеке, основанию которых способствовали меценаты, - пояснила заместитель директора центра проектно-внебюджетной деятельности Академии повышения квалификации и профпереподготовки работников образования Ольга Проскуркина.

Почти половина учеников писали о войне. Примерно 23 процента сочинений посвящены писателям-юбилярам, 19 процентов - произведениям-юбилярам. За историю российского предпринимательства взялись 11 процентов конкурсантов.

Никаких ограничений по жанру не было. Очерк, эссе, рассказ, сказка, заочная экскурсия или даже письмо - приветствовалась любая форма сочинения. И что оказалось? Любимые жанры у современных школьников - письмо и сказка. Жанр письма выбрали 11 процентов детей. Старшеклассники чаще всего выбирали темы, так или иначе связанные с классикой. Вот некоторые из них: «Я не верну Пастернака в библиотеку», «Письмо Ване Солнцеву», «О Чехове, о жизни, о себе», «Я пишу из России, где родился и рос мой любимый поэт - Сергей Есенин», «Письмо Чехову от знакомого хирурга»... Этот конкурс сочинений можно рассматривать как своеобразную репетицию выпускного сочинения. Она показала: материал уроков литературы школьники знают, но до свободного рассуждения, умения излагать свои собственные мысли, не опираясь на чужой текст, еще  далеко. Кстати, выпускное сочинение ученики будут писать 2 декабря.

Наталия Третьяк, заместитель министра образования и науки России:

- Всероссийский конкурс сочинений показал, что литература и чтение книг продолжают оставаться существенной частью жизни молодежи. Я очень рада, что тысячи ребят продемонстрировали свою любовь к литературе, желание поделиться своими мыслями, высказать свою точку зрения. В федеральном этапе участвовало 340 работ из 85 субъектов Российской Федерации по 4 тематическим направлениям. 100 лучших сочинений войдут в специальный сборник и будут размещены на странице конкурса в интернете.

КОМПЕТЕНТНО

Выпускные сочинения сейчас учитываются при приеме в вузы. Но ставят оценки за них не везде. Какие вузы будут в этом году проверять сочинения?

Ефим Пивовар, ректор РГГУ:

- Будем проверять практически все сочинения. В первую очередь на специальностях, связанных с филологией. В прошлом году давали за сочинение максимум 5 баллов. Думаю, в этом году сделаем так же.

Вячеслав Башев, проректор ВШЭ:

- В этом году в ВШЭ за сочинение можно было получить до 10 баллов. В ходе приемной кампании около 100 экспертов проверили почти 12 000 сочинений. Средний балл за сочинение среди наших абитуриентов составил 5,7 балла. ВШЭ планирует и в будущем году засчитывать при поступлении выпускное сочинение. Как и в этом году, мы будем его полноценно оценивать.

Максим Казанцев, секретарь приемной комиссии Челябинского госуниверситета:

- Мы проверили сочинения у всех, кто поступал на бюджет. Их было 3 тысячи. Очень трудоемкая и затратная работа, но, тем не менее, мы не хотим отказываться от проверки сочинений. Оценивать, скорее всего, будем, как и раньше, по 10-балльной шкале.

Леонид Брагин, проректор РЭУ им. Плеханова:

- Если не будет прямого указания министерства, мы не будем перепроверять сочинения. Это слишком большие траты для вуза.

Ссылка по теме:

Оригинал статьи  -  «Российская газета», 2.11.2015