19.02.2016

«…Себя в другом лице здесь чувствую»

В Перми отметили столетие пребывания Бориса Пастернака в губернии

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Благодарные читатели возложили цветы к бюсту Бориса Пастернака в сквере у Пермского театра оперы и балета. Кроме прочего, так в краевом центре отметили столетие пребывания поэта на пермской земле.

По такому случаю в аудиториях Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина, где романный Юрий Живаго впервые увидел Лару, весь день звучали стихи поэта. А в Круглой гостиной нон-стоп демонстрировался сериал «Доктор Живаго» (2005). Самые ревностные поклонники стихотворца, располагавшие временем в рабочий день, прошлись по «пастернаковским» местам города с экскурсией.

16 января 1916 года двадцатипятилетний Борис Пастернак вышел из вагона на станции Всеволодо-Вильва. Он приехал по приглашению управляющего заводами Саввы Морозова Бориса Збарского (в будущем - разработчика состава для бальзамирования тела Владимира Ильича Ленина).

«Пермская зима 1916 года словно подгадала к приезду Пастернака… - пишет председатель фонда «Юрятин» Владимир Абашев. - На севере губернии, где как раз и оказался Пастернак, толщина снежного покрова доходила до сажени, а это ни много ни мало два с лишним метра».

В массовом сознании закрепилось мнение, что Пастернак работал тут конторщиком. Последнее время ехидствуют, будто молодой мужчина скрывался тут от призыва в действующую армию, в то время как шла война.

Как указывает Абашев, строго очерченных служебных обязанностей Пастернаку не было вменено.

«Формально его, видимо, назначили на должность, чтобы обеспечить бронь, но никаких обязанностей это назначение за собой не влекло: “пребыванию моему здесь придана - не по моей воле и в противоречии с настоящей действительностью - видимость помощи”. Если и помогал Пастернак Борису Ильичу в заводских делах, то только в охотку», - продолжает исследователь.

Здесь впервые со времени окончания университета поэт остался наедине с самим собой. В общей сложности он провел здесь полгода. Помогал в делах, - однажды даже выдал рабочим зарплату, - ездил верхом, охотился, читал, играл на фортепиано, общался, писал.

«Здешний быт, климат, природа, здешнее препровождение времени мое и мои занятия, все это настолько далеко от Москвы, - хотя бы географически: четырьмя ночами пути по железной дороге отделен я от Ярославского вокзала, - настолько далеко и несходно, что мне не верится, будто назад две недели я еще был в Москве», - писал Пастернак родителям. И далее многозначительное: «...я настолько себя в другом лице здесь чувствую».

Период жизни в горнозаводском поселке стал для него этапным временем. Специалисты сходятся в том, что именно здесь, на пермской земле, выбирая между поэзией и музыкой, он совершил этот выбор в пользу литературы.

Впечатления, почерпнутые средь ландшафтов и лесов Западного Урала, отобразятся потом от «Детства Люверс» до «Доктора Живаго». Знатоки и специалисты уверены, что под названием Юрятина, родного города Лары Антиповой, в «Докторе Живаго» Борис Леонидович изобразил Пермь, - и в городе найдены и опознаны места и дома, узнаваемые в романе, - а Варыкино намекает на Всеволодо-Вильву.

Ссылки по теме:

«Кедр Пастернака» признан памятником — ГодЛитературы.РФ, 01.02.2016

Пастернак настоящий — ГодЛитературы.РФ, 26.06.2016

Девять вопросов о Пастернаке — ГодЛитературы.РФ, 09.02.2015

Борис Пастернак глазами Дмитрия Быкова — ГодЛитературы.РФ, 08.02.2015

Пастернак — своими словами и словами близких — ГодЛитературы.РФ, 06.02.2015

Нора Галь — редактор Пастернака — ГодЛитературы.РФ, 07.07.2015