25.05.2017

Иркутск — точка на литературной карте

В городе на Ангаре прошел первый международный книжный фестиваль

Книжный фестиваль в Иркутске 06
Книжный фестиваль в Иркутске 06

Текст: Екатерина Дементьева/РГ, Иркутск

Фото: Анатолий Бызов/РГ, Иркутск

Бывает так в жизни — то ли звезды сходятся, как надо, то ли идея достигает должной зрелости — кто-то бросает в воздух «а вот, было бы здорово…», и «это» вдруг и быстро начинает сбываться. В прошлом году в Иркутске на одном из круглых столов о культуре в провинции кто-то заметил: «А вот бы провести на берегу Ангары фестиваль книги…» И в этом году Иркутск принимает сразу два книжных фестиваля.

В минувшие выходные в городе состоялся дебют Иркутского международного книжного фестиваля. Фонд «Вольное дело», компания En+Group и «Межрегиональная федерация чтения» устроили четырехдневный праздник для книголюбов и не только. Если быть точным, то: более 50 издательств, почти столько же лекторов - авторов, книжных блогеров, литературных критиков, - несколько десятков дискуссионных и лекционных площадок. За них ответственны три «крестных отца», трое кураторов, имеющих к чтению самое непосредственное отношение, — главный редактор сайта «Горький» Константин Мильчин, издатель, книготорговец и публицист Борис Куприянов и автор и руководитель проектов «Чемпионат по чтению вслух среди школьников «Страница 17» и «Открой рот» Михаил Фаустов.

— Не мне вам рассказывать, что первая библиотека за Уралом появилась в Иркутске. Ваш город может гордиться ещё одной уникальной вещью: он был единственным местом, который удостоился похвалы Чехова во время его путешествий по российским губерниям, - пояснил Борис Куприянов выбор Иркутска как места проведения фестиваля.

Нельзя не отметить, что книжная культура в последние годы уверенно пошла на восток: последнее десятилетие на огромном пространстве Сибири было одно яркое пятно — КРЯКК, Красноярская ярмарка книжной культуры. Но в прошлом году появилась Сибкнига в Новосибирске, в этом году - Иркутский международный книжный фестиваль...

— Российская литературная карта похожа на контурную — она вся белая, и на ней есть только несколько пятен. Москва, Питер. Есть Алексей Иванов, который пишет про Пермь, есть Вася Авченко, который пишет про Владивосток. Мы же хотели привезти в Иркутск не только столичных авторов, но собрать здесь писателей и издателей со всей страны. Страна должна узнать сама себя, чем она живет и о чем она думает, — пояснил Константин Мильчин.

Любопытно, но в ходе фестиваля ощущалась невысказанная, но тем не менее заложенная фронда культурным столицам. На протяжении всего фестиваля все, кто так или иначе имел отношение к организации ИМКФ, говорили о колониальном принципе культуры в стране, когда по умолчанию считается, что все заслуживающее внимания сконцентрировано или должно быть сконцентрировано в Москве, на крайний случай, в Санкт-Петербурге. И о необходимости этот принцип ломать, и о стремлении избежать его при создании иркутского книжного фестиваля.

— Это редкий случай, когда почти четверть издательств на ярмарке и пятую часть всей программы представляют сибирские, и в частности - прибайкальские писатели. Они стеклись сюда со всей России, но многих из них что-то связывает с Сибирью, а у некоторых прочно «растут» иркутские корни. Большинство жителей Приангарья даже не догадываются, сколько их земляков успешно работают на литературном поприще, — заявил Борис Куприянов.

Даже темы дискуссий были заявлены с вызовом: «Немосковская литература», «Децентрализация культуры: опыт проведения просветительских проектов в российских регионах».

Надо ли говорить, что вывод дискуссий был прост: сегодня делить литературу на московскую и немосковскую невозможно. Драматург Иван Вырыпаев родился, вырос, учился в Иркутске, здесь написал свою первую пьесу «Сны», состоялся в Москве, сейчас живет в Варшаве. Он — московский автор? Иркутский? Европейский?

Сергей Солоух, прозаик из Кемерова, полагает, что в нынешней реальности с ее вайберами, вотсапами и прочими ухищрениями, позволяющими быть в курсе всего и всегда оставаться на связи в любой географической точке, уже «неприлично намекать на определяемую географией неполноценность.

— Не бывает литературы московской и немосковской. Бывает хорошая и не очень, и это не вопрос города, в котором живет автор или о котором он пишет. По большому счету писатель говорит о каких-то базовых, общих для всех людей вещах, о вопросах, которые тревожат человека вообще. А место действия — сибирская тайга или московские квартиры — это только декорации, - поддержал эту позицию писатель из Красноярска Александр Григоренко.

Но справедливости ради отметим, что в лекториях и на дискуссионных площадках фестиваля звучали самые разные темы — средневековая наука и современная генетика, астрономия и градостроительство, советы «что читать?» литературных критиков Галины Юзефович и Николая Александрова, книжного блогера Ирины Распопиной и «как читать?», в том числе поэзию и школьную классику после школы Дмитрия Воденникова и Сергея Волкова. Детская площадка, театральная площадка, полуфинал чемпионата по чтению вслух среди старшеклассников «Страница 17», финал конкурса на создание модельной библиотеки «Пространство Библио»... «Пять книг о месте алкоголя в нашей жизни, которые не стыдно показать трезвеннику», «Культурная память рабства», «Советский Союз как фэнтези», «Мутанты — это мы»… Названия встреч и лекций интриговали, шокировали, не давали остаться равнодушным.

— Мы наполняли программу по принципу «всё, что интересно и нравится нам», — бесхитростно пояснил Константин Мильчин. — Если делать то, что неинтересно тебе, то это будет не интересно никому, никакие расчеты тут не работают.

Ну и конечно, центром фестиваля стала роскошная книжная ярмарка — в Иркутск приехали представители более 50 издательств со всей России. Не только крупных, но и совсем небольших, с которыми сетевые книжные магазины не работают. Восемь тонн книг привезли они в Иркутск и большую часть распродали. Так что сторонники утверждения, что бумажную книгу вытесняет цифровой текст, были посрамлены.

— В следующий раз — мы очень надеемся, что следующий раз будет, - мы привезем больше книг. Потому что уже к концу первого дня многих наименований осталось по одному экземпляру, к концу второго ассортимент значительно поредел, — признавались представители издательств.

А иркутяне устроили в социальных сетях «ярмарку тщеславия», хвастаясь книгами, приобретенными на ИМКФ и сожалея лишь о том, что мало оказалось с собой денег и много интересных встреч происходило одновременно на разных площадках, так что посетить все было физически невозможно.

По словам организаторов, у фонда «Вольное дело» есть принципиальное решение продолжать начинание - проводить фестиваль в следующем году. Так что иркутяне могут начинать копить деньги, чтобы в следующем году унести с ярмарки столько книг, сколько захочется купить.

Да, а что же за второй фестиваль? В июне в Иркутске ожидается фестиваль детской книги. Желания сбываются, иногда с лихвой.