11.07.2017
Литературные музеи

Наша «Традиция». Захарово

Во время фестиваля в пушкинской усадьбе не просто шёл дождь, а был представлен целый «дождевой перформанс»

Нечипоренко фестиваль Традиция
Нечипоренко фестиваль Традиция

Текст и фото: Юрий Нечипоренко

Фото: tsargrad.tv

 

Известный детский писатель Юрий Нечипоренко поехал на фестиваль "Традиция" представлять свою книгу о Пушкине. И это естественно: где же еще представлять детскую книгу о Пушкине, как не в Захарове, где Саша Пушкин проводил летние месяцы? А вот зачем в Захарове собирались другие писатели, музыканты, художники? Мы попросили Юрия Нечипоренко понаблюдать и рассказать нам об этом.

 

О самой идее проведения фестиваля «Традиция» я узнал из социальной сети — и она мне понравилась сразу: ведь благодаря традиции, живым примерам, издавна передавалась культура. А музей-усадьба Захарово под Москвой, где прошло детство Пушкина, — как нельзя лучшее место для такого фестиваля. Бабушка поэта, Мария Алексеевна Ганнибал приобрела небольшое имение для того, чтобы семья поэта имела возможность выезжать летом на природу. Так как у меня выходит к концу лета книжка о Пушкине для детей, я подал заявку на участие в фестивале — и попал в литературную часть программы.

Вся программа была довольно большой — она включала выступление певцов, музыкантов, мастер-классы, спектакли для взрослых и детей… Всего более 50 мероприятий на семи площадках. Литературная часть включала пару десятков имен, что на слуху, — и самое известное, пожалуй, — Захар Прилепин. Именно Захар вместе с режиссером и продюсером Эдуардом Бояковым предложил идею фестиваля — который, кстати сказать, не только «совпал» с Прилепиным по названию места проведения, но и пришелся на день, следующий за его днем рождения. В музыкальной части тоже были представлены известные имена: Александр Скляр, Сергей Летов, ансамбли Покровского и «Народный праздник», «Казачий круг», «Калинов Мост» и другие.

Программа фестиваля была отчасти изменена из-за дождя: и хотя стойкие любители сочинений Олега Шишкина, Сергея Летова, Льва Данилкина, Михаила Елизарова и Германа Садулаева пришли слушать их даже под дождем, часть встреч пришлось перенести в само здание, в мансарду особняка (эта площадка так и называлась — «Мансарда»). Но нет худа без добра: благодаря этому я услышал прекрасную беседу о голосовой культуре певицы Тины Георгиевской. Она рассказывала о том, что раньше люди говорили красиво, как пели, — а теперь традиция певучей народной речи утрачена. Трудно с этим не согласиться: я знаю, что на первые курсы в МГУ приходят студенты, которые двух слов связать порой не могут вслух: ведь экзамены и тесты все письменные!

После своего выступления я послушал любопытный рассказ Юлианы Бачмановой «Няня. Кто нянчил русских гениев?» (по мотивам книги Дурылина и Тороповой: оказывается, у нас почти нет литературы, посвященной няням) — и задержался на фестивале еще часа на четыре — так там было интересно! Насыщенная философскими размышлениями лекция Капитолины Кокшеневой «Поэт и царь» представляла новый взгляд на отношения Пушкина с Николаем I, поэт Андрей Новиков-Ланской (кстати, прямой потомок тех самых Ланских, что неразрывно связаны с Пушкиными) рассказал об аристократизме Пушкина и аристократизме вообще… Любители литературных чтений числом в пару-тройку десятков человек то заполняли Мансарду до отказа, то расходились по другим площадкам — ведь и лекция Олега Шишкина о русских в Азии, и рассказ Льва Данилкина о семье Ленина, которые шли на свежем воздухе, в беседке, - тоже представляли немалый интерес.

Особая прелесть была в хождении по тропинкам усадьбы — здесь и там стояли палатки, в которых продавали книжки (особенно порадовало издательство «Никея», которое, несмотря на погоду, привезло большой ассортимент детских книг). Среди лавок со вкусной снедью выделялась фирма «Кума Тыква», которую создал бывший генеральный директор издательства «ЖУК» Виталий Кивачицкий — раньше мы с ним вместе выпускали первые книги серии «Для тех, кому за 10» — а ныне он переключился на варенье: в наши времена книжками прокормиться нелегко, а кто не любит варенья?

Фестиваль посетили около трех тысяч человек. На первом этаже особняка, в музее, можно было посмотреть прекрасную экспозицию о детстве Пушкина, на втором — полюбоваться выставкой картин Елены Черкасовой «Пушкин и благочестивые размышления», послушать умные мысли докладчиков и стихи поэтов — и даже поцеловаться на узкой лесенке (да, я видел, как милая парочка целовалась в этом романтическом месте на лекции отца Артемия Владимирова). Мне очень понравилось выступление Алексея Варламова — о Бунине и Алексее Толстом. О том, что было главным в жизни творца «Буратино», и о том, за что его простил Иван Бунин. Пересказывать не буду — читайте Варламова!

Но самым поразительным для меня в этот день оказался дождь. Впервые я видел такой дивный дождь в таком чудесном месте. Вечером был заявлен в программе «перформанс у воды «Сон Людмилы» - так вот, похоже, что сами небеса захотели показать свой, небесный перформанс. Дождь то лил как из ведра, то тихонько моросил, то бросался редкими крупными каплями (это было особенно красиво — как будто стайка метеоритов неслась в воздухе) — то танцевал над водой пруда в вихрях ветра… Холодное лето 17-го года принесло удивительные феномены природы, но если учесть, что главной темой фестиваля «Традиция» было сотворчество — то в этом нет ничего удивительного. Ведь обычно художник и артист откликаются на чудеса природы: сколько великих стихов было написано в Михайловском и Болдино в такую же вот промозглую серую погоду! Словно сама природа решила соперничать с художниками и музыкантами фестиваля, который пробудил ее ревнивый дух — и показала всем нам знатный перформанс: осень в середине лета.

В коротком материале трудно перечислить все то достойное, что я видел и слышал на фестивале, — но вот тот факт, что на презентацию книги Захара Прилепина «Взвод» под дождем собралось много людей, и они долго не отпускали автора, дорогого стоит. Как и то, что специально на фестиваль с Захаром прилетели с Донбасса авторы, которые читали стихи в поэтическом спектакле «Лира храбрых»: с ними выступали и Андрей Бабицкий, и Станислав Минаков, и Светлана Кекова.

На площадке «Ракушка» можно было поесть каши из военно-полевой кухни, полюбоваться выступлением студии «Русского танца» и лезгинкой в исполнении кавказских танцоров, услышать концерт Александра Скляра — в общем, хватало пищи для уха и глаза, в то время как на Мансарде нам давали пищу для ума.

Два слова и о своем выступлении: так как фестиваль проходил в День семьи, любви и верности, я постарался хотя бы отчасти развенчать предубеждение относительно семьи родителей поэта, которое закладывали в наши сердца именитые пушкинисты. «У Пушкина не было детства», - писал один из самых известных авторов, Юрий Лотман. Заблуждение это, несмотря на то, что его разоблачил Валентин Берестов, живо до сих пор. Детство поэта было чудесным: с домашними спектаклями, с любовью между отцом и матушкой, с любимой бабушкой и прекрасной «дачной» жизнью здесь, в Захарове: игры с деревенскими мальчишками перемежались чтением книг из библиотеки Голицына… На уроках танцев в Москве поэта посетила ранняя любовь к Соне Сушковой.

Но об этом — в новой книжке, которая к концу лета выходит в издательстве «Октопус». Да, и батюшка поэта вовсе не был отставным майором — здесь, в Захарове, он мог проводить только выходные дни: служил он в Московском комиссариате. И был он, по-нашему, интендантом в немалом чине, во времена наполеоновского нашествия ведал снабжением российских войск.

Но об этом — в следующий раз. На следующей «Традиции».