Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото: kv.by
Что значит быть грамотным человеком? Только ли это умение читать и грамотно писать? А как повлияли на наши письмо и речь информационные технологии? Неужели, правда, интернет угрожает нашему русскому языку? Ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая разоблачает самые популярные мифы и «страшилки», связанные с современными технологиями.
Миф 1. Интернет безнадежно портит русский язык.
Когда берем в руки гаджеты или садимся за компьютер, мы понимаем, что основная задача - это максимально быстрая и эффективная коммуникация. Для достижения этой задачи мы порой пренебрегаем классическими правилами письменной речи, используя новый язык и новые правила.
Цифровая коммуникация - это иная коммуникация, к которой нельзя применять правила классического устного или письменного русского языка. В цифровой коммуникации значительное количество сокращений, упрощений, смайликов, эмодзи и других электронных объектов (фотографии, видео, аудио и т. д.). 20 лет назад академик Виталий Григорьевич Костомаров, ныне президент Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, написал первую работу о так называемых дисплейных текстах. Он говорил о том, что тексты, представленные на экранах, должны рассматриваться как особое коммуникативное явление. Сегодня мы говорим о том, что
интернет-коммуникация - это новый вид общения, который филологам и лингвистам еще только предстоит изучить.
Поэтому к нему нужно относиться как к расширению возможностей в современном мире, нужно изучать это явление, обучать детей и взрослых стилистической грамотности и уместности типов общения в зависимости от коммуникативной ситуации. При этом не стоит забывать, что многие вещи, которые эффективны и уместны в интернете, конечно, ни в коей мере не могут быть применены в классической школьной или академической среде.
Миф 2. Интернет способствует потере интереса к чтению у детей.
Да, нынешнее поколение называют поколением digital native - «рожденными цифровыми». Поколение, которое сначала приобретает навык работы с гаджетами и только потом постепенно начинают писать и читать. Это говорит о том, что перед педагогами и психологами стоит грандиозная задача описания современного поколения детей. Периодизация психического развития, предложенная Львом Семеновичем Выготским в прошлом веке, конечно, уже не применима к современным детям. Они характеризуются качественными изменениями когнитивной и коммуникативной сферы, оперативная память у них меньше, и
нынешние дети обладают «клиповым мышлением», традиционное чтение дается им с большим трудом.
Однако нельзя сравнивать классическое чтение с электронным чтением так же, как нельзя напрямую применять правила письменных текстов, жанров к электронной переписке. Электронные книги, безусловно, дают новые возможности: это гиперссылки, погружение в новые пласты информации, визуализация содержания и др. В качестве положительного примера приведу проект «Живая книга», который перевел в электронный формат произведение Льва Толстого «Война и мир». Это не только текст, но еще масса слоев, благодаря которым можно получить лингвистические и исторические комментарии, перевод с французского языка, можно обратиться к видеофрагментам фильмов, к аудиозаписям тех или иных мест в тексте. Эту книгу уверенно можно назвать «чтением завтрашнего дня».
Новые возможности электронной книги отвечают интересам, возрастным и психологическим особенностям современных детей (например, умение быстро воспринимать большие пласты информации и неумение надолго концентрироваться…). Нужно ли идти на поводу у этих особенностей детей или все же стоит заставлять их идти традиционным путем? Это вопрос для психологов и педагогов. Но,
если мы хотим следовать современным тенденциям, мы не можем не учитывать возможности электронного чтения, в том числе и для развития интереса к чтению классических бумажных книг.
Внедрение электронных учебников в систему образования - перспективное явление. Лаборатория нейромаркетиновых исследований Института Пушкина сейчас ведет исследование того, как современные дети воспринимают информацию, предъявленную на экране, и как они воспринимают информацию, представленную в бумажных учебниках. Результаты этих исследований говорят о том, что большинство классических учебников, использующихся в наших школах, являются неэффективными и неадекватными для восприятия современными детьми: информация слишком густо представлена на странице, либо мелким шрифтом, либо изобилием различных шрифтов и виньеток, засоряющих страницу, вдобавок к этому учебники содержат картинки, которые не воспринимаются современными детьми.
Электронный учебник должен быть не просто PDF-версией обычного учебника.
Если мы говорим про обучение при помощи дисплейных технологий, то и контент должен быть принципиально новым, разработанным коллективами компетентных ученых с учетом специфики современных детей. Я верю, что это путь к повышению эффективности обучения.
Современный электронный учебник - это целый электронный мир, электронная образовательная среда. И в отличие от традиционного учебника информация представлена в нем нелинейно. Это иной принцип организации обучения, с возможностью уровневого распределения знаний и индивидуализации образовательной траектории, возможностью подстраивать образовательный контент под интересы каждого ребенка: один ребенок - одна образовательная программа.
Миф 3. Онлайн-обучение вытесняет академическое образование.
Этот миф, как мне кажется, препятствует развитию компьютерной грамотности среди людей. Действительно, среди консервативно настроенных педагогов есть позиция, что хорошее и качественное обучение возможно только в традиционной классно-урочной системе, но есть статистика, которая говорит о стремительном росте дистанционного сектора образования. Современный человек хочет учиться тому, что нужно именно ему, в том месте и в то время, где ему удобно. Все эти возможности предоставляет электронное обучение. Интернет служит эффективным инструментом популяризации изучения иностранных языков. И сегодня в интернете можно изучать не только популярные европейские языки, но и языки, которые некоторыми считаются особо сложными: китайский, корейский, японский. Примеров того, что у такого обучения огромные возможности и большое будущее, множество. За последние годы крупные национальные языковые институции, такие как Институт Гете, Институт Сервантеса, Институт Конфуция, запустили собственные онлайн-ресурсы. Развивая портал «Образование на русском» (pushkininstitute.ru), Институт Пушкина следует духу времени: ведь активное освоение онлайн-рынка, по оценкам экспертов, к 2021 году может удвоиться. «Образование на русском» предоставляет доступ к качественным знаниям для изучения русского языка. На сегодняшний день портал посетили уже 63 миллиона человек, среди которых жители даже Мадагаскара, Уганды, Австралии и других более близких к нам географически стран. Конечно, многие из посетителей далеко не всегда имеют возможность посещать уроки с преподавателем русского языка, а интернет дает возможность делать первые шаги в изучении языка с лучшими педагогами. Поэтому
нужно относиться к онлайн-образованию как к партнеру, а не как к конкуренту, который отбирает аудиторию и недостаточно качественно передает знания.
Ссылки по теме:
Урок будущего: компьютер, интернет и диван, 19.11.2015
Новый учебник русского языка возмутил родителей, 19.04.2017
5 заповедей для родителей нечитающих школьников, 12.09.2016
XVI Международный Пушкинский конкурс русистов
Малыш и браузер, 20.09.2016