Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Урок будущего: компьютер, интернет и диван

Самая большая виртуальная школа России поможет подготовиться к ЕГЭ

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

К концу учебного года учителя и ученики с удвоенной энергией начинают готовиться к ЕГЭ, ГИА, итоговым контрольным работам. Надо успеть повторить весь пройденный материал, вспомнить все литературные произведения из школьной программы, выучить термины и определения. Хорошим помощником для учителей и учеников может стать портал InternetUrok.ru, на котором собраны видеоуроки по всем школьным предметам для всех классов. Этакий универсальный видеоучебник для учеников и их родителей, предоставляющий к тому же возможность интерактивных тренировок.

О том, как и для кого создавался этот ресурс, может ли интернет помочь живому учителю вести урок в классе, а детям внимательно читать классику, рассказал руководитель проекта Михаил Лазарев.

Как родилась идея создания такого портала для школьников и учителей? У вас видеоуроки, лекции и тестовые задания — абсолютно бесплатны для всех. Это акт благотворительности или все-таки бизнес?

Михаил Лазарев: В 2009 году, когда мы начали создавать портал, видеолекции в интернете были достаточно новым явлением. Конечно, этот факт повлиял на нас: сделать что-то действительно важное первыми в стране — хороший стимул. На сегодняшний день Interneturok.ru — виртуальная школа, которую каждый день посещает около 140 тысяч человек. Бизнес ли это? Сейчас — нет. А в будущем хорошо бы стать площадкой, где многие люди участвуют небольшими суммами в создании большого ресурса общего пользования. Да, когда-нибудь портал станет платным — его жизнь и развитие не должны зависеть от одного человека. Но цена месячного пользования будет не выше стоимости порции мороженого, в пределах карманных денег ребенка, — пусть он сам решит, нужен ему этот Букварь или нет.


Зачем мне это надо? Коротко сказать сложно — ответ будет примерно таким же, как ответ на вопрос: «Зачем человеку дети?».


Собрать в одном месте всю школьную программу — колоссальный труд, требующий большого профессионализма всех участников процесса…

Михаил Лазарев: Вначале нам казалось, что все просто: достаточно найти хорошего учителя, он расскажет, а мы снимем — и продукт готов. Но затем стало понятно, что хороший урок должен создаваться как кино: сценарист, режиссер и актер — это разные люди. Да, это хлопотно. Но когда урок делается в одном месте и для всех — почему бы и нет?

Получается, что школьный учитель — исчезающая профессия?

Михаил Лазарев: Совсем нет, учитель останется. Но роль его будет меняться. Как и во многих других профессиях рутинную часть работы «выполнят» компьютер и интернет. Теперь ученик сможет получить дома объяснение нового материала, а обсудить его и научиться решать задачи придет в класс, к учителю. Компьютер с видео, тестами, тренажерами — это просто современный учебник. Вот мы его и делаем. А разве есть в наше время профессии, которые не меняются?

Но ведь компьютер и интернет и так занимают все больше места в школе: детям раздают планшеты, у учителя на столе стоит компьютер, а на стене висят интерактивные доски. И школьники весьма успешно пользуются интернетом для облегчения своей учебной жизни.

Михаил Лазарев: Просто поставить компьютер в классе — недостаточно, нужно сделать так, чтобы современные технологии реально работали. Я много бываю в школах. Сейчас используется лишь малая толика возможностей интернета и компьютера. Кроме того, дети болеют, пропускают школу. Нам часто пишут: «Я болел две недели и не отстал. Спасибо вашему сайту».

Вот вы сняли все уроки, а дальше что?

Михаил Лазарев: Во-первых, улучшаем те, что уже есть. В этом году мы переделали около 200 уроков по математике и физике. Во-вторых, мы работаем над развитием интерактивных составляющих. Например, во время просмотра урока у ребенка возникает вопрос или просто ощущение мутности, неясности, он нажимает кнопку и перед ним появляется список сопутствующих вопросов. Ребенок выбирает свой — тот, который он, возможно, сам и сформулировать не мог — получает ответ и возвращается к основному уроку.

Создаем так называемые межпредметные связки: математика-физика, биология-химия, история-обществознание… Современной школе пока этого очень не достает.


И еще один важный момент: традиционный учебник — это текст. Но монополия текста закончилась, и как когда-то живопись многое уступила фотографии, так и текст отдаст какие-то «территории» видео.


Молодые люди это почувствовали раньше и часто выбирают кино, а не книгу. Что ж, пусть смотрят в экран — важно, чтобы там было «доброе, вечное».

Конечно, книга по увлекательности может уступать компьютерной игре, но увлекательней — не значит лучше.

Михаил Лазарев: Новые средства неизбежно рождают новые жанры. Я уверен, скоро будут созданы интересные и одновременно развивающие, обучающие компьютерные игры. Тогда ребенок будет сидеть, уткнувшись в компьютер, а мама радоваться. По сути, нужен творческий союз Пелевина или Шаргунова и хорошей команды программистов.

Вы говорите о необходимости развития новых интерактивных образовательных программ и игр, а что можно сделать в этом направлении, например, для пропаганды чтения среди школьников?

Михаил Лазарев: Мне кажется перспективным обучение чтению с использованием интернета. Не всегда полезешь в толковый словарь за незнакомым словом. Например, знаете, что за штука опойковые сапоги? Они сделаны из кожи теленка, питающегося молоком матери. Жестко? Да, мороз по коже. Но, может быть, именно этого эффекта и хотел добиться Лев Толстой в самом начале рассказа «После бала». В таких сапогах танцевал с дочерью полковник. Ну, откуда нам сейчас знать про сапоги?! А не знаешь — все ли поймешь в рассказе? Читать медленно и с интернетом — вот чему стоит научить ребенка… и учителя.

Да и многим учителям стоит научиться внимательному чтению…

Михаил Лазарев: Мы сейчас разрабатываем новую форму интернет-урока по литературе — навигатор. В одном месте будет собрана вся информация, которую учитель сможет использовать на уроке в классе и порекомендовать ребенку: вот здесь хорошее краткое содержание, прочитай хотя бы его, если пока нет времени прочитать полный текст. Вот историческая канва: картины художников, исторические факты и события того времени. Вот критические статьи современников, а здесь — современные исследователи.


Слова «рекомендовать краткое содержание» наверняка возмутят многих учителей литературы. Ну, хорошо, назовем этот фрагмент урока изложением сюжета.


Представьте, вы не были в Индии. Разве помешает вам книжка про эту страну? Согласитесь, хороший путеводитель помогает решиться на путешествие или хотя бы его запланировать. Пусть ребенок, если не успеет прочитать весь роман, узнает, что находится в этой «стране», пусть у него сложится о ней представление. Это поможет ему потом отправиться в полноценное путешествие.

В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКУ
Новый формат урока от портала InternetUrok.ru под названием «Навигатор» позволяет взглянуть на произведение из школьной программы под новым углом. Это не только сам текст и классический литературоведческий анализ, но и связь с историческими фактами, произведениями искусства того времени — живописью и музыкой. А также можно будет узнать, кто еще из писателей поднимал в своих произведениях те же темы.

М. Горький. Пьеса «На дне»
na dne

И. А. Гончаров. Роман «Обломов»
oblomov

P.S. Команда виртуальной школы InternetUrok.ru всегда открыта к новым идеям и ждет специалистов, увлеченных своим предметом.

Ссылки по теме:
ЕГЭ по литературе — 2016: как получить 100? — 06.04.2016
ЕГЭ по литературе. Заменит ли Улицкая Толстого? — 11.04.2016
Видеолекции по литературе на нашем портале и на нашем канале YouTube

Просмотры: 1858
20.04.2016

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ