Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Малыш и браузер

Кто лучше научит — учитель или компьютер?

Текст: Ирина Ивойлова/РГ
Фото: Михаил Синицын/ РГ

Какой будет школа завтра? Что такое коучинг для учителей и инжиниринг для детей? Что важнее — книжный текст или «веселые картинки» в интернете? Об этом спорили и рассуждали участники Международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch 2016.

По мнению экспертов, будущее в образовании — за смешанным обучением, когда одновременно используются и обычные занятия, и дистанционные. Больше всего к этому готовы школьники (по статистике, 44 процента учеников сутками напролет сидят в интернете). Но вот в чем вопрос: кто лучше научит — учитель или компьютер?

— Ребята, где вы получаете нужную информацию? — обращается известный телеведущий Александр Пушной к ученикам, которых пригласили организаторы конференции в МИСиС.

— Пользуемся браузером. Иногда нам разрешают это делать даже на уроках, — говорит четвероклассник Даниил.

— Можно спросить «сири» в айфоне (это программа «вопрос-ответ», которая распознает голос человека. — Ред.), — тянет руку другой школьник.

— А я посмотрю в Википедии и в электронном учебнике, — отвечает третий.

Семиклассник Леонид честно признался: «Не могу прожить без айфона и интернета даже день». Но при этом все ребята сошлись в одном: если надо проверить достоверность информации в Сети, то лучше все-таки заглянуть в обычную книжку.

Заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова отметила, что образование в современном мире «становится не столько средством передачи информации, сколько способом формирования представлений о мире, системного мышления». Массовое электронное обучение — уже реальность. Однако, по словам замминистра, электронные и цифровые технологии не должны вытеснить из класса учителя.

375198-native.v0.1Так что традиционные уроки, бумажные учебники, тетрадки не отменяются, а дополняются. К примеру, решать задачки поможет онлайн-сервис «Математикос». Можно взять готовые задания, а можно составить пример самому. Программа поставит оценку и расскажет, где ты ошибся. В базе данных несколько тысяч задач на разные темы с 5-го по 11-й класс. В том числе для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ.

Захожу на сайт «Математикоса», щелкаю кнопку «линейные уравнения»: 4х =16. Даю ответ: 4. Система говорит: «правильно», но ставит только четверку — задачка слишком легкая, а клавишу я нажала не так быстро, как требуется. Разработчики программы уверяют, что ученик привыкает работать с таким интерактивом, решив 10-20 заданий, и обещают, что после такого математического тренажера даже слабый школьник сможет получить твердую четверку.


Уроки истории, литературы, географии может дополнить просветительский интернет-проект Arzamas.


Название для проекта авторы позаимствовали в русской истории. Так 200 лет назад называлось литературное общество в Петербурге, куда входили поэты, политические деятели, такие как Батюшков, Жуковский. «История России ХIII века в играх», «Византия для начинающих», «Кто такие декабристы» — вот темы некоторых курсов.

Заходим на страничку спецпроекта «Заполните свои пробелы в стихах и образовании». Здесь, как мне сообщают, собраны сто стихотворений 50 известных поэтов. На экране мобильного телефона или другого гаджета появляются строки стихотворения, где пропущены слова. Под текстом стоят эмодзи — нужные картинки, похожие на смайлики, которые надо перетащить в строчку.


Не уверена, что таким образом выучишь Пушкина или Лермонтова, но, в конце концов, потренируешь зрительную память.


Рядом — лекции по русской истории. Выбираю «Русское военное искусство». Можно скачать 15-минутное аудио, а можно распечатать конспект. К курсу прилагается 11 дополнительных материалов — «Краткая история вооружения», «Как лечить солдата», «Саундтреки войн» и другие. Плюс ссылки на дополнительные материалы из других курсов.

Для онлайн-обучения студентов восемь ведущих российских вузов представили Национальную платформу образования — открытый бесплатный портал, где каждый желающий может получить знания по базовым дисциплинам. Всего на портале сейчас более 107 учебных курсов и уже зарегистрировано 123 тысячи пользователей. Прослушанные курсы студенту могут зачесть в его вузе. Уже выдано почти 6 тысяч сертификатов об успешном прохождении курсов. По словам ректора МИСИСа Алевтины Черниковой, сейчас в проекте участвуют 27 вузов.

В Сети скоро появится Национальная открытая школа, где каждый учитель сможет найти цифровое дополнение к своим урокам. На старте проекта на платформе будут курсы по химии, физике, математике. В том числе для началки, английскому, французскому, немецкому языкам, истории России и литературе. Как они будут выглядеть? К примеру, курс по литературе дается в виде путеводителя по конкретной теме программы. Это ролик от 3 до 5 минут в виде инфографики с дикторским текстом. Таких роликов будет 10 тысяч.

375199-native.v0.15 октября будет запущен проект «Электронная школа», где соберут интерактивные уроки самых лучших педагогов. Там же можно будет сделать задания к уроку и получить оценку.

— Из того, что я услышала на конференции, вынесла важную вещь: надо не запрещать в школе мобильники и другие гаджеты, а научить детей, как с их помощью учиться, — рассказала «РГ» преподаватель русского языка и литературы из школы 54 поселка Октябрьский Люберецкого района Валерия Щебетова. — Но для начала научите этому учителей. Нужны готовые кейсы, открытые уроки, где мы увидели бы, как надо учить детей по-новому. Не надо четырех месяцев в институте повышения квалификации, где нас учат новым технологиями старым способом. Дайте технологическую карту уроков хотя бы на две недели, и я пойму, как написать планы для всех остальных.

На конференции Валерия выбрала два самых важных для нее семинара — по обучению учителей и мотивации у учеников. «Когда мои ученики спрашивают: «Зачем нам литература?» и отказываются участвовать в конкурсе чтецов, я не доказываю им важность всего этого, опираясь на метапредметные связи. Я говорю: «У многих есть страх белого листа, надо его преодолеть, и это потом поможет тебе в жизни».

По ее словам,


у учителей сегодня нет точной информации о том, какие образовательные интернет-платформы, просветительские проекты находятся в Сети и как именно они могут помочь в преподавании.


Нет методики для уроков, которые рассчитаны на смешанное обучение, и слишком большая нагрузка, чтобы часами сидеть в интернете, выбирая нужные ресурсы.

71 % родителей в России проверяют электронный дневник ребенка хотя бы раз в неделю. При этом большинство не используют программы для контроля или иные фильтры для проверки того, что ищут дети в Сети.

Более 80% наших детей выходят в Сеть с мобильных телефонов.

В Европе и США почти 90% детей выходят в интернет с «семейных» или школьных компьютеров, на которых установлены фильтры.

Оригинал статьи:
Малыш и браузер — «Российская газета», 19.09.2016

Просмотры: 349
20.09.2016

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ