САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

5 заповедей для родителей нечитающих школьников

Как я листал этим летом

Нечитающие дети
Нечитающие дети

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: commerage.ru

Наталья Лебедева

Говорят, что за лето ребенок забывает около 80 процентов пройденного материала. В августе эта цифра становится особенно актуальной.

Я вспомнила, как в начале лета мой сын сидел перед внушительной папкой. В ней были обязательный и дополнительный списки литературы для чтения, сборники заданий по русскому языку и математике, настоятельная рекомендация выучить таблицу умножения. Я, увидев папку, подсчитала: если все это честно выполнить, нужно заниматься каждый день минимум по два-три часа. Домашняя школа летом? Как же отдых, в том числе и от учебы? Мы не занимались фанатично по три часа каждый день. Но теперь отступать некуда.

— Перед каникулами я обязательно объясняю ученикам, почему включила ту или иную книгу в список: этот роман мы будем проходить в следующем году, он объемный и сложный, поэтому его лучше прочитать заранее, эта книга просто интересная, а эту обязан прочитать каждый образованный человек, — рассказывает заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы школы № 42 г. Ярославля Светлана Мамонова. — Всегда добавляю, что читать весь список необязательно и можно добавить в него свои книги.

По словам Мамоновой,


иногда достаточно предложить прочитать отдельные главы, дети так увлекаются, что читают все произведение до конца.


Так произошло, например, с «Песнью о Гайавате» Лонгфелло, которая особенно нравится мальчикам.

Но, оказывается, гораздо сложнее объяснить важность книги не ребенку, а его родителям.

— Бывает, приходит мама и говорит: «Я не читала, и ничего, человеком стала». Начинаешь ей объяснять, что если ребенок не будет читать, он не сможет сдать экзамены. Это большинство родителей отрезвляет, — объясняет Светлана Мамонова. — Сами дети более прагматичные, они понимают, чтобы поступить в хороший вуз, надо набрать больше баллов на ЕГЭ, а для этого нужно много читать.


А чтобы это понимание никуда не делось, Светлана Григорьевна прямо с пятого класса устанавливает жесткий контроль за чтением детей.


Прежде чем приступить к изучению нового произведения, дети пишут контрольную работу по содержанию. И тут не помогут никакие краткие изложения, экранизации и спектакли — ответить на конкретные вопросы без знания текста невозможно.

— Дети быстро понимают, что не проскочишь, и это их заставляет читать. Сначала «из-под палки», а потом постепенно втягиваются и начинают получать удовольствие от процесса чтения, ​— объясняет она.

Чтение не должно превратиться для ребенка в тяжелую повинность. По мнению Мамоновой, достаточно читать хотя бы один час в день, тогда время и на прогулки, рыбалки и игры останется, и в школу ребенок придет не с пустой головой.

Учитель начальных классов школы «Марьина Роща» имени В. Ф. Орлова Наталья Ефимцева дает своим ученикам довольно объемное задание на лето, но всегда объясняет родителям, что это всего лишь рекомендации, которые можно использовать для занятий. Выбрать что-то интересное, повторить то, что ребенок забыл.

— Я не только учитель, но и мама двоих детей. Мои дети всегда отдыхали в июне-июле, а в августе мы начинали вспоминать пройденное.


Две-три недели достаточно, чтобы вспомнить базовые вещи, так ребенку будет проще включиться в процесс обучения,


— делится она своим опытом. — Единственное, что нужно делать каждый день, — это читать. Родителям своих учеников я всегда советую не только заставлять детей читать, но и читать им вслух.

Строго следовать предложенному списку, по мнению учителя, совсем необязательно.

— Все зависит от семьи. Если родители сами любят читать, они без проблем предложат своему ребенку хорошие и интересные книги, — объясняет учитель. — Список — всего лишь ориентир.

Руководитель Московского отделения Русской ассоциации чтения, заслуженный учитель России Елена Романичева уверена, что проблемы нечитающих детей не существует.

— Это проблема не детей, а взрослых, которые сами мало читают и свою некомпетентность прикрывают списками, — говорит она. — Они суют своим детям списки литературы и заставляют их читать, не оставляя свободы выбора. Поэтому мой совет: составьте как можно больше всяческих рекомендательных списков, заложите в них как можно больше книг с яркими и интересными описаниями и оставьте детей в покое.

МНЕНИЕ

Сергей Лукьяненко, писатель и многодетный отец:

Осилить за лето 20 толстых томов — для моих детей непросто. Хотя я бы в своем детстве мог это сделать, и даже добавки бы попросил. Современные дети, бесспорно, читают меньше. Появилось много новых культурных раздражителей — других способов передачи информации. Невозможно полностью ребенка оторвать от телевизора, интернета, компьютерных игр. Давайте не будем снобистски говорить, что это неважно.


Ребенок, который вырастет только на одной классике, окажется в этом мире несколько дезадаптирован и дезориентирован.


Даже в 70—80-е годы, когда книга была единственным, самым доступным источником знаний и развлечений, читали не все. Кто-то прекрасно обходился без нее, играл в футбол или общался с друзьями. Не все же имеют музыкальный слух и обожают слушать классическую музыку. Так и не все люди имеют литературный слух и не все любят читать.

СОВЕТЫ «РГ»

1.​ Начните с себя: хотите, чтобы ваши дети читали, читайте сами.

2.​ Необязательно строго следовать списку литературы, пусть ребенок читает то, что ему нравится.

3.​ Достаточно, чтобы ребенок читал хотя бы один час в день.

4.​ Чтобы ребенку было проще втянуться в учебный процесс, начните повторять пройденное за две недели до начала учебы.

5.​ Оставьте ребенку право выбора и право на ошибку.

Ссылки по теме:

Холивар по школьным спискамЮ 14.06.2017

Как привить ребенку любовь к чтению, 13.10.2016

Десять рекомендаций родителям читателей 7–11 лет, 20.06.2016