Текст: Сурен Аванесьян
Иллюстрация: кадр из игры Discworld Noir по Терри Пратчетту
Если ученик предпочитает настоящему роману его краткое изложение, то сможет ли компьютерная игра заставить его открыть книгу и прочитать? Если сегодня играют все, от маленького ребенка, которому смартфон заменяет соску, до седовласого пенсионера, который разгадывает судоку и раскладывает пасьянсы на планшете, то, может, пришло время обучать компьютерным играм в школе? О том, как можно соединить главное увлечение всех подростков и великую литературу, на книжной ярмарке Нон/Фикшн рассказал писатель, литературовед, преподаватель НИУ ВШЭ, методист в проекте «Учитель для России» Артем Новиченков.
Свою лекцию Артем начал с воспоминаний о своей работе в школе.
— Работая в школе, я понимал: школьники очень даже увлекаются компьютерными играми, для них это очень важная часть жизни. Но сегодня я не буду рассказывать вам о том, как устроены видеоигры, и даже не о моей любви к ним, - заинтриговал он слушателей и
предложил взглянуть на игры как на один из наиболее показательных способов понять подростка.
— Ведь в поведении в видеоигре, в выборе персонажей и тактик проявляется личность подростка, его мысли, иногда — опасения, связанные с окружающим миром, - добавил Новиченков.
Популярность видеоигр у учащихся средней и старшей школы лектор объясняет тем, что у подростка появляется право выбора. Только он и никто другой несет ответственность за развитие сюжета. И это, оказывается, очень важно.
— Сегодняшний подросток почти не делает самостоятельных выборов, — утверждает Новиченков. — Сюжетные видеоигры дают ему эту необыкновенную возможность выбирать. Книга, например, такой возможности дать не может.
В контексте ответственности за развитие сюжета литературовед вспомнил серию игр «Ведьмак» и ее последнюю часть — игру «Ведьмак 3: Дикая Охота».
— Если распечатать весь внутриигровой текст, получится толстый 500-страничный роман, причем написанный очень хорошим языком, обладающий хорошим сюжетом, — объясняет Новиченков.
И это не считая сложной, многоступенчатой системы выбора, от которой зависит концовка игры.
Если вспомнить, что «Ведьмак» разрабатывался по мотивам романов Анджея Сапковского, возникнет вопрос: а почему бы не представить в формате видеоигр другие книги? Произведения русских классиков, например? Пускай даже для начала эти игры будут однопользовательскими, а сюжет — самым простым по исполнению, линейным. Можно будет придумать квесты про отдельные детали произведения, создать систему достижений. Так у учителей появится еще один способ знакомства школьников с произведениями.
— Вы только представьте игру про Гоголя, где он в дождливую погоду бегает по Малороссии и убивает чертей из пороховых пистолетов,
— описывает недалекое компьютерно-игровое будущее уроков литературы Новиченков. — Или про Пушкина: тут можно было бы не только экшен сделать, но и светскую историю вставить. А миры Достоевского отобразить — это же вообще было бы невероятно. Если создают Call of Duty (серия шутеров от первого лица. - Прим. ред.) по Второй мировой войне, почему нельзя по «Войне и миру» создать глобальную игру, где игрок выбирал бы, за кого играть: за Болконских, Курагиных или Ростовых. Или какую-нибудь RPG (ролевую игру. — Прим. ред.) про Гринева с возможностью выбора судьбы Пугачева. Бестселлером стала бы игра по «Мастеру и Маргарите». Я всеми руками за. Уверен, мы к этому придем.
Правда, Артем Новиченков ясно понимает, что у нас в стране найдется очень много противников этой идеи. Еще в самом начале лекции он посетовал на сложившийся в России стереотип: читать целый день — хорошо, играть целый день — плохо.
— Найдутся родители, которые скажут: «Ни в коем случае нельзя опошлять русскую классику». Но тиражи Сапковского возросли в сотни раз, когда «Ведьмак» приобрел популярность. Пусть сюжет будет немного видоизменен, это нормально. Мы живем в мире интерпретаций, так что это естественно, да и первоисточник все равно никто не изменит, - пытается он переубедить скептиков.
Вспомнил Новиченков и о бесконечных и часто безрезультатных попытках родителей оторвать детей от мониторов.
— Родители переживают, что из-за погони за удовольствием в видеоиграх ребенок вырастет неудачником, не получит профессию, что ничего у него не получится, - рассказывает он. — Они начинают запрещать ребенку играть в видеоигры. Но на самом деле они борются не с причинами, а со следствием. Ребенок опять не учится никакой ответственности, он ничего не выбирает.
Поэтому одна из главных задач родителей, по его мнению, — информировать своих детей, а не принуждать их.
— Это не так просто, — соглашается Новиченков. — Это очень сложный выбор. Ведь ты понимаешь, что ребенок может себе вредить, не понимать чего-то. Но мне кажется, что в этом и есть родительский талант - доверять своему ребенку, давать ему возможность выбора.
Похоже, в наше время просто невозможно ограничивать подростка принуждением, стоя с ремнем возле экрана компьютера. Родители должны сделать так, чтобы дети сами чувствовали разницу между хобби и манией, чтобы выбирали интересные с точки зрения смысла и сюжета игры. Цензура в этом плане немыслима.
В конце лектор обратился ко всем родителям с просьбой не ставить сразу крест на мечтах детей стать киберспортсменом. Он напомнил, что
выбор профессии — очень сложный этап в жизни любого подростка, и отношение родителей к этому выбору крайне важно.
— Стремление попасть в киберспорт не должно расцениваться слишком серьезно: скорее всего, со временем оно пропадет. Другое дело, что это показатель целеустремленности подростка — вот что важнее, — говорит Новиченков. — Играть — это естественно. Сопротивляться естественному не нужно.
Ссылки по теме:
Капитан Майнкрафт и дети из кубиков — 16.09.2017
Модный библиотекарь — 01.09.2017
Стих вместо Warcraft — 28.09.2017
Отрезанные от книг — 22.03.2017
Главное не текст, а ученик — 29.11.2017