Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Иллюстрация: Лудовико Маркетти «Отелло обвиняет Дездемону»
Комментарий ФИПИ
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Словарная работа
МЕСТЬ
Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание отомстить. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).
ВЕЛИКОДУШИЕ
Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).
Аспекты рассмотрения тематического направления
- Месть (причины и последствия мести; ее влияние на самого мстящего и объект мести; месть-возмездие).
- Великодушие (прощение и христианские ценности; как прощение меняет человека).
- Выбор между местью и прощением (тяжелый нравственный выбор; сила или слабость; представления о добре и зле).
- Месть и великодушие на войне, отношение к врагу, предателю.
- Кровная месть как социально-историческое явление.
О жажде мести и великодушии, милосердии и жестокости, силе духа и прощении размышляет в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой, рассказывая историю отношений Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Анатоля Курагина. Можно ли проявлять великодушие к врагу, обидчику, прощать ему оскорбление? Не будет ли это проявлением слабости характера, поступком, недостойным мужчины?
Насколько трудно найти в себе силы для того, чтобы отказаться от мести? Всеми этими вопросами перемучивается князь Андрей.
Анатоль Курагин становится злейшим врагом Болконского после того, как начинает ради забавы ухаживать за невестой князя Андрея, Наташей Ростовой, и даже пытается под покровом ночи увезти ее из дома и тайно с ней обвенчаться. Душа князя Андрея жаждет отмщения: он хочет во что бы то ни стало наказать Курагина за его низкий поступок, совершенный по отношению к Наташе, и за свою поруганную честь. Жажда мести так сильна, что Болконский на протяжении долго времени ищет личной встречи со своим обидчиком, чтобы найти повод для дуэли и вызвать его, не компрометируя при этом Ростову. Однако разыскать Курагина не так-то просто: князь Андрей едет за обидчиком сначала в Петербург, потом в Молдавскую армию, куда был отправлен на службу Курагин, а затем прибывает в Турецкую армию, где, по последним данным, находился Анатоль. Всюду Болконский отстает от него буквально на шаг, но он твердо знает, что обидчик будет наказан, сколько бы времени ни прошло: «Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно-хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции». Все существо Болконского подчинено мысли о мести, она отнимает покой и силы, гирей висит на ногах, не давая жить.
Прежде чем отбыть в армию, Андрей Болконский приезжает в Лысые Горы к семье. Княжна Марья, тонко чувствующая переживания брата, которые он старался скрыть, заводит разговор о мести и прощении. Понимая, как ему тяжело носить в себе обиду и злобу к Курагину, она просит брата простить Анатоля, ведь люди не имеют права наказывать, это только во власти Бога. «И ты поймешь счастье прощать», - говорит она, но князь Андрей глух к ее словам, ему пока не понять этой христианской добродетели, в нем говорит попранная гордость и обида:
«Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать».
По мнению Болконского, в прощении и смирении проявляется отнюдь не сила человека, а слабость, неумение защитить то, что дорого.
Однако наступает момент, когда гордый и упрямый князь Андрей понимает радость прощения, дарующую ему самому свободу. После тяжелейшего ранения, полученного в бою, он оказывается на одном перевязочном пункте с Анатолем Курагиным, которому отнимают ногу. На пороге смерти Болконский иначе смотрит на все: ненужное, ложное, суетное уходит, отравлявшая жизнь жажда мести стихает, остается только то, о чем толковала ему когда-то сестра, христианское прощение и милосердие. Видя беспомощного и жалкого Курагина, рыдающего на операционном столе, князь Андрей не испытывает удовлетворения от его страданий, он больше не видит в нем своего врага. «Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком… Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Именно в этот момент к нему приходит осознание простых истин: счастье не в мести, а в прощении, в сострадании и любви к ближним. По-настоящему силен и свободен тот, кто может найти в себе силы простить врага, а не носит в себе злость, копит обиды, ждет момента, когда сможет нанести ответный удар.
Примерные формулировки темы
- Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
- Почему важно уметь прощать?
- Как связано великодушие с умением прощать?
- Чем великодушие отличается от благородства?
- Чем великодушие отличается от доброты?
- Способны ли любовь и прощение изменить человека?
- Всегда ли «примирение» означает «прощение»?
- Могут ли великодушные люди мстить?
- Можно ли оправдать месть?
- Что значит достойно пережить поражение?
- Кому свойственна мстительность?
- Как соотносится понятия мстительность/великодушие с силой/слабостью характера?
- Всегда ли мстят только жестокие люди?
- Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
- Как связаны месть и жажда справедливости?
- Может ли жажда мести стать смыслом жизни?
- Может ли отмщение принести счастье кому-либо?
- Может ли месть принести разочарование?
- Как связаны понятия месть и саморазрушение?
- Согласны ли вы с утверждением Г. Хаггарда: «Месть сладка, и все же... это стрела, которая часто поражает того, кто ее выпустил»?
- Может ли мстительный человек быть счастливым?
Афоризмы и высказывания известных людей
- Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке (Дж. Б. Шоу).
- Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного (М. Ганди).
- Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом (А. Дюма).
- Если гениальность — величие ума, то великодушие — гениальность души (Э. А. Севрус).
- Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его (Ф. Бэкон).
- Учитель Будда всегда говорил мне, что прощение дарует жизнь. И я согласна. Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает (Д. Митчелл).
- Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев (Аристотель).
Список литературы
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Выстрел», «Пиковая дама», «Дубровский».
- М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Герой нашего времени».
- Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Страшная месть».
- Л. Н. Толстой «Война и мир» (Болконский и Курагин; Винсент Боссе).
- А. П. Чехов «Месть», «Попрыгунья».
- А. И. Куприн «Поединок».
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
- М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».
- Б. Васильев «А зори здесь тихие».
- В. А. Закруткин «Матерь человеческая».
- У. Шекспир «Гамлет», «Отелло».
- А. Дюма «Граф Монте-Кристо».