29.08.2019
Фестивали

Что купить на ММКЯ-2019: нон-фикшн

Главные нехудожественные новинки ярмарки: трактат о пользе красоты, криминальная история русского искусства, секреты интимной жизни японцев и еще 7 книг на любой вкус

ММКЯ-2019-нонфикшн-что-купить
ММКЯ-2019-нонфикшн-что-купить

Текст: Андрей Мягков

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Обложки книг взяты с сайтов издательств

Не секрет, что нехудожественная литература в последние годы пользуется особой популярностью у публики и уже не воспринимается как что-то подсобное: многие читатели без зазрения совести выбирают крепко стоящий на ногах нон-фикшн, а не витающий в облаках худлит. Но чтобы пополнить свою книжную коллекцию чем-нибудь крепко стоящим (ударение ставьте куда хотите), совсем необязательно ждать следующую Non/fiction - на ММКЯ ассортимент нехудожественной литературы тоже будь здоров. Так что по традиции оставляем ссылку на итоговый список для нетерпеливых в конце текста клац! и начинаем.

Манн, Иванов и Фербер

Пожалуй, главная ударная сила "МИФа" на ярмарке - книга "Загмайстер и Уолш: О красоте". Как ненавязчиво намекают пробравшиеся в название фамилии, написали ее Стефан Загмайстер и Джессика Уолш. Первый - гигантская звезда графического дизайна, обладатель двух "Грэмми" за оформление музыкальных альбомов и несчетного множества дизайнерских наград за все остальное, в числе заказчиков которого - HBO, BMW и Музей Гуггенхайма; вторая - фигурант списка Forbes «30 креативных дизайнеров будущего моложе 30 лет» и полноправный партнер Загмайстера в бизнесе и творчестве: про награды и горы именитых заказчиков даже заикаться не будем. Книга обещает исследовать "сущность красоты и силы эстетически красивого дизайна" - авторы подходят к вопросу и с философской, и с научной стороны, наглядно доказывая, что модернизм в начале ХХ века напрасно отменил красоту, в которой, если разобраться, нет ничего поверхностного. Но так как оба все-таки практики, то помимо корпуса искусствоведческих доказательств предлагают еще и план действий, наглядно показывая, как грамотный дизайн может сделать мир лучше. О том, что книга не на шутку красиво оформлена, даже и говорить как-то стыдно - совсем скоро можно будет полистать и убедиться.

А вот книгу Марка Медовника "Жидкости. Прекрасные и опасные субстанции, протекающие по нашей жизни" уже можно полистать - но именно на ММКЯ состоится ее первый официальный выход в свет. Ярлычок "Книга года по версии Financial Times" обещает, что будет как минимум занимательно, и так оно, кажется, и есть: "по сюжету" автор летит из Лондона в Сан-Франциско и описывает все, что видит, на языке молекул. А видит он не только океаны, ледники и облака, но и жидкие кристаллы в бортовых телевизорах и топливо в соответствующих отсеках самолета - такое вот рентгеновское зрение. Профессор материаловедения и инженер, Медовник, конечно, не ограничивается декоративной эрудицией - его интересует ни много ни мало роль приручения жидкостей в прогрессе человечества. Западные рецензенты сходятся во мнении, что Медовник умеет просто объяснять сложные вещи, так что книгу для своего дебюта в научпопе "МИФ" однозначно выбрали удачную.

Молодая гвардия

Издательство не зря слилось в читательском восприятии в единое двухголовое целое со своей магистральной серией "Жизнь замечательных людей" - чтобы не подрывать реноме, к ММКЯ на прилавках появятся биографии Климта и Нахимова. Но куда интереснее подобраться к "Молодой гвардии" с чуть менее очевидной и - так уж получилось - чувственной стороны. Например, в той же ЖЗЛ выходит книга историка литературы Анны Сергеевой-Клятис "Заложники любви": в ней вы найдете пятнадцать ("а точнее, шестнадцать", - игриво завлекает аннотация) любовных историй из жизни русских поэтов - от Жуковского, как говорится, до Бродского. Разумеется, любовь в историях сплошь трагическая да мучительная - от счастливых ее вариаций стихи не пишутся. Никаких откровений - но подобная мозаичная структура в рядах консервативной ЖЗЛ волей-неволей ощущается как новаторство.

Алексей Куланов в "Повседневной жизни японцев" подошел к взаимному влечению мужчин и женщин куда более практично и наловчился подглядывать за сексуальными привычками жителей Страны восходящего солнца. Ширма Алексею давно уже не помеха: нынешняя книга основывается на его же труде "Обнаженная Япония" 2004 года, но с тех пор Куланову удалось подглядеть значительно больше - а читатели, понятно дело, не против. Автор подчеркивает, что это не научное исследование, а в первую очередь попытка понять, отчего в Японии эротика и секс живут такой причудливой для западного восприятия жизнью. К тому же за пятнадцать лет, минувших с выхода первой книги, интимные привычки японцев ощутимо трансформировались - и наблюдения за этой динамикой позволили Куланову выдвинуть гипотезу-другую о том, что же нас всех ожидает в будущем.

 

Никея

Под обаятельной обложкой скрывается крайне душеспасительная книга: мы хоть и живем в эпоху бодипозитива всех мастей, но из плена стереотипов бывает не так-то просто выбраться. Автор книги "Вечно худеющие. 9 историй о том, как живут и что чувствуют те, кто недоволен своим телом", психотерапевт и публицист Вита Малыгина с радостью поможет осуществить этот побег и перестать хоронить себя под грудой мнимых недостатков. Вроде бы и так понятно, что "идеальная" фигура никого еще не сделала счастливее, но иногда без таких вот девяти историй не обойтись - каждая является жизненным сценарием недовольной своим телом женщины и каждая предлагает способ его переписать.

Ну а для тех, кто в силу возраста уже перестал считать калории, у "Никеи" есть еще одна книга о принятии себя: "Достоинство возраста. Как относиться к старению" Юлии Жемчужниковой - думается, здесь никакие комментарии не нужны.

Альпина Паблишер

Егор Апполонов успел поработать в Forbes и в ИД «Коммерсантъ», а пару лет назад создал Telegram-канал «Хемингуэй позвонит» и теперь счастливо реализует там свою любовь к литературе. Любовь эта, судя по всему, не умещается в прокрустово Telegram-ложе, так что уже в начале осени можете искать "Пиши рьяно, редактируй резво" на стендах ММКЯ. В книге Апполонов занимается примерно тем же, чем на территории канала, - пытается выведать у современных и давно уже почивших авторов (на обложке заявлен диапазон от Аристотеля до Водолазкина) секреты литературного мастерства и задается всякими прикладными вопросами наподобие "Как продать роман?". В итоге текст дробится на две части - пошаговую теорию и диалоги с известными писателями, которые уже давно перешли к практике. Как учебник по литературному мастерству это, пожалуй, не лучший выбор - теоретическая часть собрана из цитат разнокалиберных классиков и не грешит усиленной авторской интерпретацией, а интервью во многом подрывают саму идею литературной учебы - но в жанре "мотивирующий пиночек по мягкой писательской попе" это несомненный успех. В конце концов, ни одна книга не сделает из вас Хемингуэя - но созданная Апполоновым среда противоречивых мнений так задорно искрит, что попробовать хочется, не откладывая.

"Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды" Константина Михайлова на предыдущую новинку "Альпины" совсем не похожа - экология религии, как ни крути, тема более серьезная, чем все эти наши литературные бирюльки. На Западе об этом пишут давно и подробно, а вот на русском интересующейся публике до недавних пор читать было нечего - но Михайлов решительно исправил ситуацию. Если совсем коротко, то "Маленький плохой заяц" исследует взаимосвязь окружающей среды: например, каким могло бы стать христианство, если Иисуса окружали бы не агнцы, а страусы, и как в свою очередь монотеистические религии связаны с глобальным потеплением; такая вот занимательная вещь на стыке антропологии, религиоведения, этнографии и истории. Но не пугайтесь: кроме совсем уж серьезных вещей автор, например, расскажет, зачем коренные гавайцы убили Кука, да и вообще книга довольно щедро иллюстрирована и даже сдобрена QR-кодами - сканируете их и наслаждаетесь теми, что не влезли.

Бомбора

Импринт "Эксмо" на этой ярмарке предлагает довольно маргинальный взгляд на искусство: так, книга Софьи Багдасаровой "Воры, вандалы и идиоты: Криминальная история русского искусства" обещает рассказать все-все-все о преступлениях в российских музеях. Автор - искусствовед и заметный ЖЖ-блогер - не церемонится и живописует все те абсурдные и нелепые музейные преступления, которыми так богато наше отечество: вырезать холст из рамы в Эрмитаже средь бела дня или тщательно отколупывать шесть сотен бриллиантов из иконы, чтобы затем три дня прятаться за иконостасом и потерять сознание от голода - смеяться вы будете громко и заливисто. Сам по себе юмор для этой книги - не менее важная категория, чем искусство, так что будьте готовы к научно-развлекательной эклектике - юмористические рассказы здесь перемежаются строгими журналистскими статьями, а репродукции - забавными иллюстрациями в стиле Херлуфа Бидструпа. Впрочем, все, кто читал предыдущую книгу Софьи «Омерзительное искусство», номинированную в прошлом году на «Просветителя», и так понимают, что их ждет: черного юмора немного поубавилось, но в остальном это все то же озорное искусствоведение.

Многие преступления, о которых пишет Багдасарова, так или иначе были вдохновлены алкогольной интоксикацией: и хотя на ММКЯ наверняка можно будет отыскать какой-нибудь хмурый нон-фикшн о разрушительном воздействии этилового спирта на организм, Максим Жегалин в своей книге «Искусство под градусом. Полный анализ роли алкоголя в искусстве» старается не слишком концентрироваться на негативных последствиях пьянства - зато подробно рассказывает о том, какую роль сыграли горячительные напитки в живописи, литературе, музыке, кинематографе и даже религии. Разумеется, никакой серьезной мины - ирония здесь ощутимо подминает под себя научный подход, но если вам интересно, что пьянило Черчилля, Пикассо и Чехова, а "слеза комсомолки" для вас не отзвук советской романтики, но рецепт коктейля - удовольствие получите непременно.

Центрполиграф

Британский историк Джон Перри своей книгой "Эра великих географических открытий" утолит голод тех, кому в нашем дайджесте не хватило внимания к преданьям старины глубокой: в книге подробно рассматриваются политические, экономические и религиозные первопричины морских экспедиций, которые европейцы как заведенные принялись снаряжать в начале XV века, да и самим экспедициям и их итогам тоже выделено немало страниц. Авторский интерес обусловлен не только морской романтикой, но и значительностью момента: именно в эту эпоху наука и техника самым непосредственным образом стали влиять на повседневную жизнь и наметили контуры того мира, в котором мы все с вами имеем возможность читать книги и посещать ММКЯ. Исследование получилось не самым легковесным, но без картинок все-таки не обошлось: издание приправлено старинными гравюрами.

*

Нон-фикшн на ММКЯ

1. Загмайстер и Уолш: О красоте. Стефан Загмайстер, Джессика Уолш

2. Жидкости. Прекрасные и опасные субстанции, протекающие по нашей жизни. Марк Медовник (пер. Н. Лисовой)

3. Заложники любви. Анна Сергеева-Клятис

4. Повседневная жизнь японцев. Взгляд за ширму. Алексей Куланов

5. Вечно худеющие. 9 историй о том, как живут и что чувствуют те, кто недоволен своим телом. Вита Малыгина

6. Пиши рьяно, редактируй резво. Егор Апполонов

7. Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды. Константин Михайлов

8. Воры, вандалы и идиоты: Криминальная история русского искусства. Софья Багдасарова

9. Искусство под градусом. Полный анализ роли алкоголя в искусстве. Максим Жегалин

10. Эра великих географических открытий. История европейских морских экспедиций. XV—XVII вв. Джон Перри (пер. Л. Карповой)