31.01.2020

Книжный рынок: вызовы нового десятилетия

Издательская группа «Эксмо-АСТ» подвела итоги минувшего десятилетия и озвучила прогноз (позитивный!) на следующую декаду

Издательская группа «Эксмо-АСТ» подвела итоги минувшего десятилетия и озвучила прогноз (позитивный!) на следующую декаду — и все это устами очень серьезных спикеров
Издательская группа «Эксмо-АСТ» подвела итоги минувшего десятилетия и озвучила прогноз (позитивный!) на следующую декаду — и все это устами очень серьезных спикеров

Текст: Андрей Мягков

Фото: Издательская группа «Эксмо-АСТ»

Кажется, совсем недавно в Доме Пашкова объявляли победителей "Большой книги", а вот уже почти два месяца пролетело - и холдинг «Эксмо-АСТ» вместе с Российской государственной библиотекой в том же зале, разве что обустроенном куда более просторно, затеяли Public talk о судьбах нашей любимой книжной индустрии. Спикеров заманили, мягко говоря, не последних: президент издательской группы Олег Новиков, генеральный директор РГБ Вадим Дуда, генеральный директор "ЛитРеса" Сергей Анурьев и еще несколько не менее уважаемых людей, с которыми я вас обязательно познакомлю.

Отвечать на вопрос "Чем запомнилось уходящее десятилетие?" первым взялся Новиков: «Два года назад мы говорили о том, что видим первый год, когда рынок растет. <...> Теперь рынок растет уже три года подряд, в этом году на 8%, и основной драйвер роста - все те же электронные книги. <...> Новый драйвер - аудиокниги, которые растут на 100% в год. У них 1% процент рынка, но это целый процент. <…> При этом устойчиво выросли продажи бумажных книг: в нашем издательстве общий рост составил 15%, из них бумажные дали 13%, причем не за счет роста цены, а за счет объема продаж. <...> На рынке есть существенные структурные проблемы, но динамика положительная и внушает оптимизм».

Сергей Анурьев в свою очередь говорил в основном о трендах, среди которых особо выделил цифровизацию - оно и понятно, ему по должности положено.


О трендах, впрочем, так или иначе говорили все спикеры, и разумно будет сразу собрать все "веяния" в одном месте:


это и расцвет мультиплатформенных гигантов вроде Amazon, и бум аудиокниг, которые в Швеции уже сравнялись по продажам с бумажными, и все та же связка электронного книгоиздания и самиздата, и развитие издательских бизнес-моделей (подписка и т.д.), и интеграция книг в глобальное медийное пространство, в котором печатные книги работают в одной связке с кино и видеоиграми, и даже внедрение систем машинного обучения: как во внутрииздательские процессы (расчет рентабельности тиражей), так и во взаимодействие с читателем (рекомендательные сервисы). Про безостановочный рост продаж нон-фикшн, о котором без устали говорят последние лет пять, тоже, разумеется, не забыли.

Анна Карпова, директор по развитию бизнеса OZON, подчеркнула, что "меняется скорость принятия решения, меняется структура контента, структура выбора и рекомендаций": и несмотря на все "цифровые" успехи платформы (OZON покрывает четверть онлайн-рынка), "на уровне интернет-продаж мы еще не умеем вести клиента".

Вадим Дымов, основатель и владелец сети магазинов "Республика", посмотрел на эту же проблему через оптику физической розницы: "...изменился формат приобретения книги <...> Будут расти «крафтовые магазины»: «книжный магазин как социальный клуб».

Директор РГБ Вадим Дуда подхватил: по его мнению, библиотеки могут (и должны) стать такими же "центрами притяжения": аудитория становится очень искушенной, "...она требует живого контакта, живого продвижения. Без усилий по увеличению офлайна не будет увеличения онлайн-продаж». Вадим отметил, что библиотеки покрывают огромную часть читающей России, однако почти не используются издательствами. Поговорили и о проблеме комплектации: фонды ежегодно должны обновляться на 10%, чего пока, к сожалению, не происходит. Словом, один из главных библиотекарей страны призывал к более плотному сотрудничеству, однако раздор попытался посеять неожиданный вопрос из зала: журналистка рассказала, как взяла в библиотечном пункте новехонькую книгу, которая в магазине стоит 1200 деревянных; ждать ей пришлось месяц, но факт экономии налицо. Однако как к этой экономии, вопрошала она, относится Олег Новиков, чья издательская группа как раз недополучила 1200 рублей? Олег уверил, что относится спокойно: доступ библиотек к новинкам они никак не ограничивают, ведь библиотеки выполняют "социально значимую функцию" - люди, которые не могут позволить себе потратить тысячу рублей на книгу, таким образом не остаются без чтения. Чуть позже Дымов также заверил, что "Республике" не мешает конкуренция с электронным "ЛитРесом": от книг его магазин получает 50—60% выручки. Поводов для раздора, таким образом, не нашлось.


Отметили также, что с 2016 года пиратство если и не было окончательно повержено, то уж точно перестало угрожать рынку.


И важно это не только в бухгалтерском смысле, но и потому, что у авторов теперь меньше поводов уходить в кино и другие области, где их «не ограбят».

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в нескольких штрихах описал современного российского читателя: за три месяца читает в среднем 5 книг, часто берет книги в подарок, художественную литературу в основном поглощает на бумажном носителе, а нон-фикшн и учебную, наоборот, с экрана. И - к удивлению всех спикеров ("голова недоверчиво задергалась", как отметил модератор Кирилл Токарев) - 66% опрошенных сказали, что покупали книги в течение последнего года. Нехитрые математические расчеты доказали, что заявление сомнительное, но, как заранее предупредил Федоров: "Обещать - не значит жениться". Сам он, к слову, отнюдь не среднестатистический читатель: тот покупает по три книги в год, а Валерий Валерьевич в прошлом году приобрел штук сорок.


А что касается стартовавшего десятилетия, то прогноз оптимистичный:


тренд на рост чтения среди молодежи должен сохраниться, бумажная и электронная книги непременно вступят в более тесное общение (например, заказал ты красивое дорогое издание, и пока оно к тебе едет, читаешь электронную версию), ну и от аудиокниг, конечно, не спрятаться не скрыться: мало того что аудиоверсии будут абсолютно у всех книг (а в качестве аннотаций - подкасты), так еще и не за горами тот день, когда ваши дети смогут слушать книги, записанные вашим голосом. Словом, инфраструктуру совместными усилиями подтянем, цифровизацию углубим, интерактивность и механизмы самиздата прокачаем, и все у нашей любимой книжной индустрии будет хорошо.