САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Время игр!

О золотом веке российской игровой разработки, игровых интеллектуалах и современных тенденциях в своей книге рассказывает Андрей Подшибякин

Время игр
Время игр

Текст и фото: Татьяна Шипилова

«Мы до одиннадцати!» - предупреждает работник гардероба рядом с Winstrike Arena и на мое «Да я ненадолго…» тут же парирует: «Кто туда идет, все так говорят!»

И пройдя через рамку, понимаешь, почему: ты попадаешь в другой мир, где сплошные компьютеры, наушники, бродилки, стрелялки, стратегии и прочие космические симуляторы, буквально за какие-то 30 лет ставшие массовым культурным явлением по всему миру. Об этом феномене и пошла дальше речь в исполнении спикеров презентации книги игрового журналиста Андрея Подшибякина «Время игр! Отечественная игровая индустрия в лицах и мечтах: от Parkan до World of Tanks».

Вернее, сначала эксперт игровой индустрии Илья Овчеренко громко недоумевал, что мы все здесь делаем, почему мы не на премьере «Восхождения Скайуокера», и лишь после того, как мы пообещали, что на фильм попасть еще успеем и книжку Андрея Подшибякина обязуемся прочесть, о своем отношении к заявленной теме высказались еще и Петр Сальников, популяризатор игр и композитор интерактивной музыки, и журналист, известный знаток видеоигр Олег Хажинский.

Это было восхваление компьютерных игр. Это была ода, достойная гомеровского слога: как играли и как теперь не играют, как мечтали, а теперь зарабатывают деньги, ведь «золотой век российской игровой разработки был веком не бизнесменов, а мечтателей».

Все четверо, трое из которых присутствовали на встрече лично, а сам автор книги выражал благодарности через телемост с Америкой между прохождением очередной игровой новинки и походом на премьеру завершающего эпизода «Звездных войн», разговаривали на каком-то странном языке - смеси безумного количества названий всех культовых игр, которые знакомы, наверное, каждому ребенку 90-х, и огромном количестве имен всех тех, кто приложил руку к тому, чтобы в дальнейшем игры создавались и в России тоже.

Презентация "Время игр!" Андрея Подшибякина

В предисловии своей книги автор неоднократно повторяет, что игры пришли в Россию, чтобы остаться в ней навсегда. Книга представляет собой серию эксклюзивных интервью с людьми, без которых индустрии бы не было, - Кранк, Орловский, Мелокс, Архипов, Мирошников, Барышников и многими другими. На самой же встрече можно было погрузиться в атмосферу начала эпохи, когда мы все играли просто потому, что нам нравилось. И каждый из участников беседы рассказывал о своих изменившихся ощущениях от того, что было тогда и что есть сейчас: тогда каждая новая игра воспринималась как очередное чудо света, как нечто такое, за чем поедешь на другой конец города в определенный день и будешь стоять в очереди, чтобы купить заветную «болванку».

«Это сейчас любую игру можно купить в один клик! - восклицают все трое. - А тогда нужно было ходить по сотням прилавков, между сотен рядов, чтобы хоть как-то разобраться, чтобы хоть что-то выбрать, а потом приехать домой, сесть и 10 минут поиграть. А потом еще 10. И еще 10. И вот еще 10 и все, точно спать. И так до утра».

Андрея Подшибякина, естественно, спросили о том, как все же получилась эта книга и планируется ли что-нибудь дальше. «Во мне это все копилось, мне хотелось написать обо всем том, что я испытывал, что переживал, когда брал в руки диск, включал игру и нажимал на заветную кнопку старта. Это ведь как первое свидание - оно не забывается никогда!» И если «Время игр!» - книга позитивная, раскрывающая светлую сторону создания компьютерных игр, то Андрей много лет работает еще и над другой книгой - «Игрожур», где, возможно, расскажет о темной стороне этого бизнеса.

Сейчас средний возраст любителя компьютерных игр поднялся до 35 лет. Именно эти люди занимаются и созданием игр, и их усилиями за два десятилетия качество игрового продукта выросло в 10 раз. И если раньше игра была чудом, то теперь отношение к каждой новинке стало потребительским, и сами сидящие на сцене знатоки честно признались, что теперь нет таких игр, которые они ждали бы с нетерпением. И хоть сейчас по играм снимаются фильмы, для создания главных героев привлекаются известные голливудские актеры, а по некоторым играм даже пишутся книги, но все равно это уже бизнес, который приносит доход в три раза больше, чем вся мировая киноиндустрия за год.

И все же игры прочно заняли место в культурном пласте современного мира. Это огромная субкультура, которая тянет за собой все новые и новые поколения. Естественно, встает вопрос: какое место во всем этом игровом безумии занимает Россия. И спикеры встречи уверены: не последнее. Многие разработчики либо выходцы из России, либо до сих пор проживают где-нибудь в Петербурге и занимаются соответствующими разработками.

«Это сейчас все отечественное привыкли хаять, а ведь в 90-е все играли в «Колобков» и любили этих персонажей!» - говорит Илья Овчеренко. Сам же Андрей Подшибякин считает: «Игру, как и книгу, можно дозировать - и жить с ней месяцами, если не годами. К ней можно вернуться через месяцы или годы, - и она не только дождется вас, но и откроется с совершенно новых сторон».

При всем при этом нельзя не отметить, что «российские игроки на заре эпохи предпочитали жанры, требующие остроты ума, а не только быстроты рефлексов», это такая культурная особенность, видимо.

Игнорировать этот тренд не имеет смысла, ведь «тогда вы пропустите мимо себя огромный пласт мировой культуры, - это как вдруг перестать смотреть кино или читать книги. Вне зависимости от того, где вы живете и на чем и как часто играете, играм всегда есть что вам сказать».