13.03.2020
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

11 класс. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» (часть 2)

В середине марта одиннадцатиклассники начинают проходить роман-эпопею «Тихий Дон». Как не запутаться в персонажах и правильно истолковать их слова и поступки? В помощь школьнику. Третья неделя марта

Шолохов-Тихий-Дон-сочинение
Шолохов-Тихий-Дон-сочинение

Текст: Ольга Разумихина *

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

На прошлой неделе мы разбирались, как на Руси сформировалось казачество и какие традиции почитают представители этого сословия; также мы перечислили основных персонажей шолоховской эпопеи и дали им краткую характеристику. Сегодня в центре внимания окажутся уже не отдельные герои, а ключевые эпизоды романа. Попробуем представить себя «в шкуре» главных персонажей и поразмышлять: как бы лучше всего было поступить на их месте?

Григорий Мелехов

В предыдущей статье о «Тихом Доне» уже упоминалось, что Григорий — персонаж, которому присуща двойственность, невозможность сделать однозначный выбор; даже когда герой его делает, он снова и снова пытается всё «переиграть». От этой двойственности Мелехову, кажется, не суждено уйти с самого рождения, ведь в его жилах течёт не только казацкая, но и турецкая кровь. На протяжении всего романа Григорий мечется между двух огней: в мирной жизни он не может выбрать между верной Натальей и норовистой Аксиньей, на войне — между лагерями «белых» и «красных».

Наталья и Аксинья

В начале эпопеи Григорий Мелехов сходится с Аксиньей, но он не может сделать ей предложение руки и сердца, ведь Аксинья уже замужем. Разводы в дореволюционной России в принципе не одобрялись и разрешались только в исключительных случаях, а в консервативной казацкой среде — тем более. Как бы влюблённые ни таились, вскоре об их связи узнаёт вся станица, и, дабы образумить Григория, его отец Прокофий Пантелеевич решает подыскать ему невесту. Мелехов-младший не хочет жениться, но понимает, что с Аксиньей ему вместе не быть, поэтому всё-таки ведёт под венец Наталью Коршунову — будущую мать его двоих детей. Увы, ни с одной из женщин он так и не познает настоящего счастья.

Аксинья — соседка Мелеховых, жена Степана Астахова, который вымещает на ней всю свою злость. На первый же день после свадьбы Степан избил новоявленную супругу так, что на ней не осталось живого места; затем он неприкрыто изменял Аксинье, пока та не родила-таки от него ребёнка, но малыш умер, и непутёвый муж вновь взялся за старое. И всё же, несмотря на тяжелейшую душевную травму, пережитую в юности (об этом читайте в предыдущей статье), и на ужасное обращение супруга, Аксинья осталась гордой, знающей себе цену, импульсивной и искренней женщиной. Вот как она разговаривает с Григорием на первых страницах романа, когда Мелехов пришпоривает коня, лихо несётся на берег и застаёт там Аксинью, которая ходила набирать воду:

— Чертяка бешеный! Чудок конём не стоптал [задавил]! Вот погоди, я скажу отцу, как ты ездишь.

— Но-но, соседка, не ругайся. Проводишь мужа в лагеря, может, и я в хозяйстве сгожусь.

— Как-то ни чёрт, нужен ты мне!

— Зачнётся покос — ишо попросишь, — смеялся Григорий <...>. — Что ж, Степан твой собрался [на службу]?

— А тебе чего?

— Какая ты... Спросить, что ль, нельзя?

— Собрался. Ну? <...>

— Небось, будешь скучать по мужу? А? <...>

— А то как же. Ты вот женись, — переводя дух, она говорила прерывисто, — женись, а посля узнаешь, скучают ай нет по дружечке.

С этой встречи и начнётся увлечение Григория, которое перерастёт в неподдельную страсть.

С другой стороны, Наталья Коршунова в начале романа — персонаж с благополучной судьбой. Она выросла в зажиточной семье; отношения между её родителями, судя по всему, были и остаются вполне гармоничными — насколько это возможно в патриархальных казацких семьях, — да и мать искренне любит свою дочь и желает ей только хорошего. Когда глава семейства Мирон Григорьевич Коршунов сомневается, стоит ли выдавать Наталью замуж за Григория, мать, понимая, что дочь влюбилась не на шутку, мягко уговаривает супруга всё-таки дать согласие на этот брак. Только одна деталь может смутить читателя: на момент сватовства все жители станицы (в том числе Коршуновы) прекрасно знают, что Григорий «путается» с Аксиньей, пока её муж на службе. Более того, мать Натальи прямо обсуждает это с Ильиничной (мамой Григория, измученной, в отличие от собеседницы, побоями и оскорблениями мужа):

— И-и-и, моя милушка, — перебивала её [маму Натальи] Ильинична, <...> — до скольких разов гутарила ему, сукиному сыну! В надышнее воскресенье так-то вечером сбирается идтить, табаку в кисет сыпет, а я и говорю: «Ты когда ж её бросишь, анчибел [нечистый дух] проклятый?»

Увы, таков казацкий менталитет: от мужа нужно терпеть любые унижения. И всё же — забежим немного вперёд — отец и мать Натальи принимают её обратно в дом, когда та уходит от Григория, не желая больше выносить его измены. Теперь разберёмся с темой Гражданской войны.

Белые и красные

В период Гражданской войны Мелехов мечется между двумя сторонами: между «белыми» (сторонниками царизма) и «красными» (революционерами-большевиками). Гражданская война в России вспыхнула в 1917 году, когда многочисленные представители рабочего класса решили, что не готовы и дальше мириться с царским произволом. Вообще-то первая российская революция к тому моменту уже свершилась — она произошла в 1905 году; тогда в ответ на массовые выступления Николай II издал указ о формировании Государственной думы, куда могли избираться люди самых разных сословий и предлагать к рассмотрению новые законы. Однако этот шаг не усмирил массовое недовольство властью, а лишь отсрочил дальнейшие вооружённые наступления. Но вернёмся к Григорию Мелехову: на какой стороне он выступает поначалу и почему его убеждения меняются?

Стоит оговориться, что до событий 1917 г. Мелехов уже участвовал в боях — его призвали в армию во время Первой мировой войны. Именно у русско-австрийской границы Григорий впервые убил двух противников — и этот поступок произвёл на него тяжелейшее впечатление. Сначала казак вонзил пику в австрийца, пытавшегося его застрелить, а затем и вовсе лишил жизни безоружного:

Вдоль железной решётки сада, качаясь, обеспамятев, бежал австриец без винтовки, с кепи, зажатым в кулаке. <...> Распалённый безумием, творившимся кругом, [Григорий] занёс шашку. <...> Квадратное, удлинённое страхом лицо австрийца чугунно чернело. Он по швам держал руки, часто шевелил пепельными губами. С виска его упавшая наосклизь шашка стесала кожу; кожа висела над щекой красным лоскутом. <...> Австриец медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое.

Это событие Мелехов будет вспоминать всю оставшуюся жизнь, ведь в глубине души он — человек мягкий, сострадательный, добрый. Любовь к людям и целому миру вокруг принципиально отличает Григория от большинства знакомых, в том числе от закадычного приятеля Митьки Коршунова (старшего брата Натальи), который, несмотря на положительный пример отца и матери, вырос негодяем. Так, когда ему понравилась соседская девушка Елизавета Мохова, Митька заманил её в безлюдное место и взял силой. Григорий такие поступки не одобряет. Напротив, он пытается спасти польку Франю, над которой решили надругаться такие же, как он, солдаты:

— Иди скорей! — шепнул Жарков, дыша в лицо Григорию свонявшимся запахом грязного рта, — там... там чудо!.. Франю там затянули ребята... Расстелили....

<...> Григорий, молча раскидывая казаков, протискался вперёд. На полу, бессовестно и страшно раскидав белевшие в темноте ноги, не шевелясь, лежала Франя. <...> Григорий рванулся назад и побежал к дверям.

— Ва-а-ахмистр!..

Его догнали у самых дверей, валя назад, зажали ему ладонью рот. Григорий от ворота до края разорвал на одном гимнастёрку, успел ударить другого ногой в живот, но его подмяли, так же, как Фране, замотали голову попоной, связали руки и молча, чтобы не узнал по голосу, понесли и кинули в порожние ясли.

И вот такой-то человек, возвращаясь с Первой мировой войны, вынужден сразу же идти на вторую — Гражданскую. Первоначально он, конечно же, выступает на стороне «белых», ведь, как мы знаем из предыдущей статьи, казаки испокон веков были на особом счету у российских государей. Однако в какой-то момент Григорий начинает задумываться: так ли правы те, кто поддерживает монархию? Может, стоит прислушаться к приезжему слесарю Штокману, ведущему революционную пропаганду и подробно объясняющему, чем хорош коммунизм и плох капитализм? Ведь Штокман, как и другие «красные» персонажи (Бунчук, Валет), рискуют жизнью не потому, что так издревле повелось, а за идею...

Современный читатель может назвать размышления Григория Мелехова наивными. Однако стоит вспомнить, что главный герой Шолохова живёт не в XXI веке, а в начале ХХ, и не в Москве или Петербурге, а в глухой станице. Так что у него нет доступа не то что к радио, телевидению и интернету — к «обычным» газетам и журналам. Почерпнуть информацию о классовой борьбе ему просто неоткуда, да и вряд ли он стал бы этим заниматься просто из интереса. Казаки — не дворяне, не купцы и не мещане, и всю работу по хозяйству — даже самую тяжёлую — они выполняют сами. В свободное же время молодёжь ходит на игрища, а семейные люди проводят время с детьми, обучая мальчиков обращению с оружием, а девочек — ведению хозяйства. Так что казаки не имеют привычки проводить свободное время в библиотеке или просто на диване с книгой в руках. Вот и Мелехов воспринимает речи Штокмана как откровение: идея мировой революции очаровывает его, и он переходит на сторону «красных».

Увы, со временем Григорий разочаровывается и в большевистской стороне. Идеи, которыми вдохновляются «красные», хороши, но вот методы их борьбы, зачастую невообразимо жестокие, для Мелехова неприемлемы. Поэтому Григорий «откалывается» и от большевиков — и вступает в банду под командованием Фомина, прекрасно понимая, что этой стороне точно не суждено победить в Гражданской войне. Но куда ему ещё податься? Вернуться в родной дом к детям невозможно, ведь там теперь живёт ярый коммунист Мишка Кошевой — муж Дуняшки, младшей сестры Григория. К тому же Григорий чувствует вину за смерть Натальи (об этом чуть позже). Поэтому казак тайком возвращается в станицу и забирает с собой Аксинью в надежде сбежать на Кубань и начать новую жизнь. Однако и этой мечте не суждено сбыться. Беглецы натыкаются на отряд «красных», и один из них смертельно ранит Аксинью. Таким образом, Григорий теряет почти всех людей, которые ему были когда-либо дороги.

Гибель Натальи Коршуновой

Судьба Григория Мелехова теснейшим образом переплетена с судьбой его законной супруги Натальи: главный герой то уходит от неё к Аксинье, то возвращается. Григорий нередко жалел о свадьбе, старался быть с девушкой честным и однажды прямо сказал, что не любит её. Наталья же была безумно влюблена в Григория — и однажды, узнав об очередной измене, даже попыталась совершить самоубийство, перерезав себе горло косой. После этого девушка осталась «кривой», утратила былую красоту и здоровье.

Впрочем, причиной смерти Натальи становится не самоубийство, а попытка избавиться от третьего ребёнка. Родив Григорию близнецов — Мишатку и Полюшку (девочка впоследствии умрёт от болезни, как уже умерла дочь Григория и Аксиньи Таня), уйдя в дом родителей и вновь вернувшись к Мелеховым, девушка понадеялась, что на этот раз любимый будет ей верен. Однако главный герой так и не смог преодолеть влечение к Аксинье. Наталья, может быть, и не заметила бы «похождений» любимого, но о неверности супруга ей рассказала Дарья — вдова брата Григория. Похоронив мужа, ветреная Дарья заразилась, по-видимому, сифилисом, который в те годы не лечился. Из-за этого она обозлилась на других людей; их ждала какая-никакая, а жизнь, её же — позор и мучительная гибель. Измученная, Наталья прокляла Григория и обратилась к «бабке Капитоновне». На следующий же день женщина истекла кровью и скончалась. Грядущую гибель она приняла, впрочем, со смирением: жизнь без Григория, без его недосягаемой любви была ей не нужна.

*

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.