Текст: Андрей Цунский
Фото: кадр из фильма «Тихий Дон» режиссёра Сергея Урсуляка, 2015
По количеству экранизаций из русских писателей Шолохова обогнали разве что Юлиан Семенов и братья Вайнеры. Но вот по количеству экранизаций одного произведения - «Тихий дон» - Михаил Шолохов рекордсмен бесспорный, 4 фильма, и уже одно это, даже если не считать количество отдельных серий, перевалившее за четыре десятка - уже достойно внимания.Не менее примечательно, что над фильмами по произведениям Шолохова работали исключительно звездные составы - и режиссеры, и операторы, и, разумеется, - актеры. Были тому причины. Первая ясна и довольно цинична - Шолохов был признан и обласкан властью, работать над таким материалом позволялось только лучшим творческим кадрам. Но есть и другие. Главная - огромный талант. Которого у Шолохова, как ни относись к его личности, не отнимешь.
Но главная причина такой популярности шолоховских сюжетов - как эпических, так и коротких, как идеологически ангажированных, вроде «Поднятой целины», так и сжатых в масштаб рассказа трагедий - это их удивительная, абсолютная кинематографичность.
«КАРТИНКА»
В любом фильме, снятом по Шолохову, главный герой не человек - это Дон; операторов просто не оторвать от видов этой реки в любой сезон и погоду. Живописные хутора, степь, которая «широка, да дорога узкая» - любая локация в шолоховских краях беспроигрышна. «Картинка» всегда обеспечена.
А что говорить об экзотике казачьей субкультуры, где смешались Россия, Кавказ и туретчина, где если нужно просто заполнить паузу - в нее прекрасно впишется казак, занимающийся джигитовкой, донская песня, яркие костюмы, бурные сцены казачьего застолья? Но остановимся на этом - и этно- и география несомненно хороши для кино, но разве мало других мест в России, где можно наснимать не менее удивительные красоты и обычаи?
Дону повезло - именно там родился жестокий по нраву и удивительной глубины таланта писатель - Михаил Шолохов.
ОТ ПЕРСОНАЖА ДО ГЕРОЯ
У редкого писателя самое малое и незначительное действующее лицо поднимается до уровня полноценной личности, характера, со своим темпераментом и судьбой. Емкость слова Шолохова рождала только таких людей.
Если кто и был в нашей литературе реалистом абсолютным - то это Шолохов. Большинство его героев - это… его знакомые. Он при этом не литературный фотограф - таких много, - он живописец, которому портрет удавался не хуже пейзажа или натюрморта.
И все-таки, почему кино обращалось к «Поднятой целине» два раза, а к «Тихому Дону» - четыре?!
БЕСПОЩАДНОСТЬ
Одно из произведений Шолохова так и называется - «наука ненависти». Война для казака была когда-то состоянием естественным. Для объемного и дорогого кинополотна батальные сцены важнее философских диалогов - мы смотрим Историю с большой буквы. И можем по-разному на нее смотреть, поскольку время
меняет подход ко многим художественным «инструментам». Жестокость батальных сцен в фильме 30-х годов не так кровава и детальна, как в фильме Сергея Герасимова. Однако о фильме Герасимова разговор особый.
Шла политическая борьба вокруг Нобелевской премии. Об этом много написано, не станем повторяться. В 1958 году роман-претендент нуждался в популяризации. Здесь режиссер требовал полного соответствия кадра реальности, задал высочайшую планку, а за образец взял стандарты Голливуда. Пиротехники поработали на славу, потратив взрывчатки, как для небольшой войны.
Русский, точнее - казачий, глубоко философский вестерн вызывал удивление только одним:
почему в конце титров не было логотипа Technicolor. Шолохову фильм не понравился.
ЭРОТИКА
Множество людей возмутится, а многие - и в том числе казаки - с гордостью согласятся, что
Шолохов приложил руку к специфической русской сексуальной революции, показав казачью женщину - ту же Аксинью (Э. Быстрицкая у Герасимова, Д. Форест (озвучивала М. Зудина) - у Бондарчука) - свободной и способной отстаивать свой выбор даже ценой жизни.
Но вот с киновоплощением любовных сцен у советских режиссеров долгое время были трудности: на любой, даже самой легкой эротике лежало табу. Табу это заложено и в культуре казачьего субэтноса, что осложняло работу еще больше. Но уже фильмы 1992 (реж. С. Бондарчук) и 2015 года (реж. С. Урсуляк) были гораздо свободнее, хотя и сняты с достаточной мерой деликатности. Но мы рискуем посвятить все написанное «Тихому Дону», а были и другие фильмы.
СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК
Один из самых пронзительных для зрителей своего поколения, снятых по произведениям Шолохова, - «Судьба человека». Не рискну утверждать, но возможно - это вершина творчества великого режиссера. Одно из несомненных достоинств фильма, скрепленного закадровым тестом главного героя, фильма-рассказа - голос Бондарчука, его удивительные интонации, проникновение в душу героя - Андрея Соколова.
Для Бондарчука творчество Шолохова - это огромная часть его жизни, и творческой, и человеческой.
Его авторский фильм «Тихий Дон» был задуман одновременно с фильмом Герасимова. Он сумел приступить к съемкам только в 1992 году, к работе были привлечены иностранные инвесторы, но после ряда банкротств и юридических казусов отснятый и смонтированный десятисерийный материал лег на полку к зарубежному собственнику. Первый канал сумел частично выкупить «сырье», и уже после смерти режиссера его сын Федор Бондарчук завершил монтаж и частичную досъемку работы отца в 7 сериях.
Но авторский фильм Сергея Федоровича так и остался где-то за рубежом…
Еще один авторский фильм Бондарчука по Шолохову был, казалось, обречен на успех - «Они сражались за Родину». История полка, истребленного до двух десятков человек, но спасших знамя и с честью выдержавших 1942-й, который сами фронтовики называли «учебным» годом.
С великолепными образами и тем же прекрасным Доном, с актерским составом, какого не было в истории советского кино, наверное, ни у кого и никогда - И. Смоктуновский, Н. Губенко, И. Лапиков, В. Шукшин, Г. Бурков, В. Тихонов, А. Ростоцкий, Н. Мордюкова, Л. Федосеева-Шукшина…
Фильм получился - но на фоне других колоссальных актеров «потерялся» сам Сергей Федорович. Повторить Андрея Соколова было уже невозможно, а ведь он был еще и режиссером, ему нужно было кричать «мотор!» лежа на операционном столе, в то время как над его спиной склонился не кто-нибудь, а Иннокентий Смоктуновский… А потом случилась настоящая трагедия. Не выдержав жары, рытья окопов и напряженной работы во время съемок умер всенародно любимый Василий Шукшин. Это несправедливо, это жестоко - но зритель не простил режиссера, который сам был убит этим горем.
САМЫЙ ГРУСТНЫЙ ФИЛЬМ ПО ШОЛОХОВУ
Можно написать на тему «Шолохов в кино» книгу толщины изрядной. Но пора остановиться. И остановимся мы на фильме «Донская повесть», снятом по рассказам «Родинка» и «Шибалково семя». Сюжет известен, а если нет - не стоит лишать никого возможности первого просмотра или прочтения. Стоит сказать, что фильму повезло - там играет еще не оказавшийся на вершине популярности Евгений Леонов, раскрывший в нем малознакомую зрителю трагическую сторону своего таланта и потрясающего чувства меры. Наверное, это самый человечный и самый грустный фильм по произведениям Шолохова.
ОТКРЫТИЕ ЖАНРА
После экранизаций «Тихого Дона» на телеэкранах появился целый жанр краткой многосерийной эпопеи - «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов» и других. Из картины в картину кочевали актеры, игравшие донских героев - Б. Новиков, И. Рыжов, П. Чернов. Но все эти фильмы, любимые советским зрителем и уже почти забытые зрителем российским из-за идеологического неприятия, родились из постановки С. Герасимова «Тихий Дон». А казаки на Дону будут любить их всегда - в этом сомневаться не приходится. Хотя будут для каждой новой постановки по произведениям своего классика самыми строгими критиками.
Ссылки по теме:
Этот прекрасный Дон, 01.12.2015
Ирония Времени, 24.05.2015
Театр «русского самурая», 22.05.2015
Открылась выставка «Мир читает Шолохова», 22.05.2015
«Шолоховская весна» пройдет в Ростове-на-Дону, 20.05.2015