09.04.2020
Издательство

Что делают независимые издатели и как им помочь? Часть1

Создатели маленьких издательств рассказывают, как на них уже сказалась пандемия, как они корректируют ближайшие планы и чем, по их мнению, могло бы им помочь государство

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото с сайтов издательств и с их страниц в социальных сетях

Иллюстрация на заставке: Франсуа Фламенг: "Жан Гролье в венецианской типографии Альда Мануция" (1894)

8 апреля Роспечать обратилась с призывом «ко всем книжникам». В котором выражалась уверенность: «мы — прорвемся». В подтверждение чего приводилось изречение йога Шри Ауробиндо: «Если перед тобой великая цель, а возможности твои ограничены, - всё равно действуй, ибо только через действие могут возрасти твои возможности». Впрочем, помимо призыва утешаться восточной философией в обращении содержится и более практичное наблюдение: «Самое главное в сложившейся ситуации - не впадать в панику и отчаяние, не терять самообладания, стараться мыслить конструктивно и помогать друг другу».

Во исполнение этого призыва «Год Литературы» обратился к создателям ряда независимых издательств, специализирующихся в первую очередь на детской иллюстрированной, интеллектуальной и арт-литературе, то есть наиболее хрупких сегментах книжного рынка, с тремя вопросами:

  • как пандемия коронавируса уже сказалась на вашей деятельности?
  • что вы намерены предпринять в первую очередь?
  • что вам кажется необходимым предпринять в первую очередь на федеральном и региональном (московском, петербургском и т.д.) уровне?

Александр Иванов, директор независимого издательства Ad Marginem (Москва)

  1. На сегодняшний день обороты упали на 60—70%. 
  2. Развивать все виды онлайн-активности и онлайн-продаж (ОЗОН, Wildberries, свой сайт, «Лабиринт») — и после кризиса это будет главный источник доходов. 
  3. Срочное введение нулевого НДС для отрасли. налоговые каникулы; прямые дотации издательствам и книжным магазинам.

Дмитрий Яковлев, директор специализирующегося на графических романах издательства «Бумкнига» (СПб.):

  1. Начались переносы платежей от магазинов, уменьшился заказ на новые книги.
  2. Переносим книги на вторую половину года, скорее всего какие-то книги переедут на следующий год.
  3. Поддержать продажи книг - например, книги могли бы быть закуплены в библиотеки. При этом можно делать закупки через книжные магазины и тогда деньги получила бы вся отрасль. Отмена налогов и социальных выплат на 3—6 месяцев. 

Артем Фаустов, директор независимого книжного магазина «Все свободны» (СПб.) и одноименного издательства.

Ответы на первые два вопроса, думаю, у всех примерно одинаковые:

  1. Падение продаж на 50%. 
  2. Онлайн-торговля с доставкой. 
  3. Главной проблемой для нас является НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ, поэтому:

Отменить НДС на книгоиздание;

Для ИП, занимающихся книготорговлей и книгоизданием, создать отдельный патент.


Существующая система патентов предполагает, что патент на торговлю (вообще любую) стоит примерно в 10 (!) раз больше, чем на оказание услуг. Хотя рентабельность в книготорговле гораздо ниже, чем в сфере услуг, и непонятно, почему принято такое решение.


Это делает бессмысленной работу на патентной системе и приходится работать на УСН. А там кроется еще одна ловушка - если у вас низкая рентабельность и вообще прибыль, то налог рассчитывают не от прибыли, а от «дохода», то есть оборота. Плюс к этому процент от оборота, а не от прибыли, считается в накопительную часть ПФР. Получается, что мы имеем мало, а нас еще обкладывают налогом со всего оборота, получаются неподъемные суммы, равные зарплате ИП за несколько месяцев. Система фиксированного годового патента могла бы облегчить нашу участь.

Считать независимую книготорговлю видом социального предпринимательства, имеющим право на списание части налогов.

Вот это реальные меры. 

Татьяна Кормер, генеральный директор детского издательства «Белая ворона» (Москва)

Сейчас книжная отрасль считается непострадавшей. А мы хотим, чтобы были приняты все меры поддержки, которые касаются пострадавших отраслей. Налоги, сокращение платежей в фонды и снижение аренды. Кроме того, в этом обращении Роспечати говорится, что книжные магазины перешли на онлайн-торговлю. Так вот, книги не являются товаром первой необходимости, так что наш курьер, когда он раз в неделю приходит в наш книжный, чтобы развезти заказы, делает это полулегально. Его могут остановить, и нас оштрафуют.

Если по пунктам:

  1. Сократили количество планируемых проектов, приостановили покупку прав. 
  2. Сосредоточиться на развитии тех линеек книг, которые точно приносят доход, в перспективе снижение зарплат и сокращение штата. 
  3. Включить книгоиздание в список наиболее пострадавших отраслей, освободить на 6 месяцев от аренды и налогов.

    Четко определить, что сотрудники издательских магазинов на законных основаниях могут передвигаться по Москве для обеспечения беспрерывной онлайн-торговли.


Светлана Сильванович, главный редактор детского издательства «Редкая птица».

  1. Все дома работают, что не так плохо))

    Снизились продажи, и трудно предугадать, как поведут себя в этой ситуации интернет-магазины, которые продают наши книги, в частности «Лабиринт». Хватит ли у них порядочности оплачивать поставки.

    И это плохо((
  2. Мы намерены приостановить пока выпуск книг, чтобы сохранить деньги для зарплат, аренды и склада. Не хочется расставаться с людьми, с которыми проработал много лет.
  3. Мне кажется, что было бы замечательно выделить целевые деньги библиотекам на закупку книг у каждого издательства, особенно мелкого и среднего)), не меньше, чем на какую-то приличную сумму.

    После карантина организовать книжные ярмарки в крупных городах России, оплатив все расходы издателей, связанные с участием в этих ярмарках. И, кстати, такие


    ярмарки за счёт региональных и городских властей пора делать вне зависимости от карантина.


    Конечно, все издательства находятся в разных весовых категориях, поэтому пишу только про тот минимум, который важен для нас.

    Не станут же они платить за производство и изготовление книг))

    Думаю, что придумать, чем можно помочь издательствам, несложно, но во все времена каждый выживает как может.

Федор Еремеев, издательский проект "Кабинетный ученый" (Екатеринбург)

2—3 недели - слишком короткий срок для того, чтобы делать выводы.

Наши циклы - это квартал, полгода, а лучше - год.

Станислав Иванов, независимое издательство «Ноократия»

  1. Из-за пандемии перенесли на осень книжную ярмарку "Прадмова", куда наше издательство пригласили белорусские товарищи. Также на сентябрь передвинуты даты Платоновского фестиваля в Воронеже, где мы тоже собирались участвовать. Пока это все отрицательные последствия для "Ноократии". Хотя я в курсе падения продаж в книжных магазинах за последние недели. Однако я уже успел отложить средства для выпуска двух-трёх новых книг, так что наши ближайшие планы не изменятся, если, конечно, ситуация в стране и мире не станет напоминать идиотские антиутопии или сценарии боевиков класса Б. Зато я надеюсь, что благодаря избытку свободного времени на вынужденном карантине у авторов, от которых я жду их труды о генетической истории человечества и о юморе в исламской культуре, случится творческий катарсис и они скоро пришлют потрясающие рукописи. Во всём надо искать плюсы. И вообще мы не рассматриваем книгоиздание как бизнес, поэтому нам плевать на кризисы, и мы будем выпускать свои несколько сотен экземпляров научно-популярных трудов независимо от извержения вулканов в Антарктиде или от истерической паники на Лондонской бирже (причём эти процессы обычно взаимосвязаны). Естественно, при условии, что мои замечательные соратницы и впредь будут проникаться ноократическими идеями.
  2. В связи с вышеизложенным в первую очередь собираюсь не прикасаться к отложенным на выпуск новых книг деньгам. Перейду на полностью здоровый образ жизни, чтобы не тратить на алкоголь. Закрытые границы тоже способствуют экономии средств. Тем более в последние годы мне больше нравится копить и тратить деньги не на авиабилеты, а на выпуск новых книг. Да я уже и побывал почти везде, где хотел, а сколько всего интересного можно выпустить для людей, пусть они и становятся всё менее текстоцентричными. Ну и что из того, меня это никогда не останавливало. Так что я как раз из тех, кто может подписаться под цитатой Шри Ауробиндо от Роспечати. К тому же мы не теряли миллиарды, как разные ЭКСМО и прочие дельцы, поэтому нам и переживать за себя как-то стыдно.
  3. А вот моим друзьям из независимых книжных действительно нужна финансовая помощь. Думаю, так или иначе я знаком почти со всеми владельцами этих храмов литературы. С некоторыми выпивал или играл в баскетбол, проводил у них презентации. Поэтому точно знаю: у них и без всяких кризисов возникали постоянные проблемы, а теперь явно надо освободить их от налогов, например, и как-то помочь разобраться с арендодателями. Я считаю, что вполне можно обойтись без всяких там маникюрных салонов или барбершопов, но если в городе есть хоть один независимый книжный, то чиновники из отдела культуры в мэриях должны сдувать с него пылинки. Потому что это настоящий городской культурный оазис, а не все эти их отчётные концерты с приглашёнными столичными "звёздами". В общем, пусть государство даёт деньги на хорошие книжные фестивали и сдаёт хорошие помещения книжным магазинам по льготной цене, и больше от него ничего не нужно. На самом деле это не такие уж большие деньги.

    Некоторым футболистам, которые не могут обыграть манекен, из региональных бюджетов платят месячную зарплату, на которую можно провести пять фестивалей в разных городах. И люди ходят на них больше, чем на футбольные матчи, чему я был неоднократным свидетелем.


    Хоть я и сам любитель спорта, но новые смыслы человечеству важнее весёлой беготни, смею надеяться. И старые - тоже. Так что спокойно продолжаем выпускать книги, которые приближают более осмысленные варианты будущего. Это не только напоминание себе, но и обращение к моим коллегам. Не буду просить прощения за пафос ;)

UPD 09.04.2020

 
После публикации этого материала своими соображениями по животрепещущей теме поделился Игорь Савкин, генеральный директор издательства "Алетейя", которого редакция благодарит за ценный комментарий.

  1. Обнулить НДС для отрасли, это небольшие потери для федерального бюджета, но весьма эффективный стимул для оживления деловой активности;
  2. Отменить наконец протекционистские и крайне вредные таможенные пошлины на ввоз бумаги, картона и т.п.
  3. Возместить издательствам и книжным магазинам стоимость аренды месяцев вынужденного простоя, хотя бы двух!
  4. Возвратить практику целевого субсидирования социально значимых изданий напрямую, а не через казначейство;
  5. Перестать смешивать в угоду фискального учёта деятельность издательств и полиграфических предприятий! (Полиграфисты выживут за счет упаковки и других услуг.)
  6. Обязать городские власти Москвы, СПб. и крупных регионов организовать за счет местных бюджетов книжные ярмарки с предоставлением бесплатного минимального участия
  7. Очень важный пункт: закупка книг у издательств по упрощенной схеме библиотеками! В некоторых крупных библиотеках уже давно упразднили отделы комплектования, это надо срочно исправлять!

  • Возобновить ежегодные конкурсы Министерства культуры по приобретению у издательств цифрового контента для НЭБ, как это было раньше.Все остальные предложения могут обсуждаться по ходу действий, но вышеуказанные меры можно и необходимо принять без промедления!