26.04.2020
Рецензии на книги

Ужасы страхового бизнеса

Сыщик Пушкин долго ждал своего часа — но, вырвавшись на волю, уже не может остановиться. Меньше чем за год о нем вышло три книги. Самая свежая — «Выгодный риск»

Детектив-рецензия-Антон-Чиж
Детектив-рецензия-Антон-Чиж

Текст: Петр Моисеев *

Обложка взята с сайта издательства

Напомню, что Антон Чиж нарек своего Пушкина Алексеем и поселил его в Москве конца XIX века — очень «островской» и «кустодиевской». В частности, действие нового романа происходит не когда-нибудь, а на масленицу, и масленичных развлечений-угощений здесь еще больше, чем в «Сибирском цирюльнике», - и без «глупого француза» в русском ресторане тоже дело не обошлось.

Но это все антураж, хотя и удачно сконструированный, а суть дела, разумеется, детективная. Из трех романов о Пушкине «Выгодный риск» больше всего похож на лучшие романы Чижа о Ванзарове — здесь не одна загадка (как в «Королеве брильянтов» и «Рулетке судьбы»), а множество совершенно непонятных событий. Например: старушка хочет застраховать свою жизнь, но в страховом обществе ей говорят, что она не только уже застрахована, но и умерла. Расстроенная старушка жалуется в полицию, возвращается домой… и, разумеется, в скором времени оказывается убита. Премию по случаю ее смерти должен получить сотрудник того самого страхового общества, живший со старухой в одном доме. Однако и он тоже оказывается убит. При этом в Москву по приглашению именно этого страхового агента успел приехать инспектор французской полиции (тот самый «глупый француз»), которому была обещана информация о нескольких убийствах, совершенных на территории Франции (где совсем недавно отдыхал глава страхового общества Макар Алабьев с семейством). Наверное, хватит.

Теперь о разгадке: запутать-то — дело нехитрое, а конец, как известно, делу венец. Разгадка гораздо проще, чем в двух предыдущих «пушкинских» романах (и это очень хорошо), хотя и не такая простая, как в «Холодных сердцах» или «Смерть мужьям». А что особенно хорошо — в финале автор не вываливает на нас (как это было в «Рулетке судьбы») гору (ну ладно, не гору, но все-таки) важных сведений, которые стоило сообщить гораздо раньше. Не очень хорошо, что одно из убийств (второй жены Алабьева) оказывается очень плохо мотивированным. Мотив обозначен, но… не верю, нет. И главное — для сюжета это убийство не особенно и нужно (умереть-то госпожа Алабьева должна была, но это мог быть и просто несчастный случай, которые иной раз происходят даже и в детективах). Впрочем, именно поэтому и нельзя говорить о дефекте всей конструкции — коль скоро это не ключевое событие — но все-таки досадно.

Зато в «Выгодном риске» очень удачно пристроена Агата Керн — бывшая воровка и любимая девушка Пушкина, которая в «Рулетке...» пыталась выступать в роли альтернативного сыщика, но в результате мало что выясняла, а только запутывала. Здесь ее роль — в детективном отношении — более выгодная — сначала ее использует в своих целях дочка Алабьева от погибшей жены Валерия, потом на Агату неоднократно покушаются — в общем, вопросов о том, что влюбленная барышня делает в детективе и почему суетится не по делу, не возникает. Суетится — да; но по делу.

Кстати, о Валерии. Привлекательной особенностью «Выгодного риска» является то, что злодеи, казалось бы, очевидны. Но что они задумали — остается непонятно. А уж когда они еще и погибать начинают…


В общем, почти все хорошо, и даже очень хорошо.


Правда, в романе появляются близнецы. Нет, они появляются по-честному — нам заранее сообщают, кто чей близнец. Просто в предыдущем романе — «Рулетка судьбы» - близнецы тоже были. Конечно, в «Выгодном риске» обойтись без них нельзя. Но все-таки… в двух романах подряд… не слишком ли часто? Прямо-таки парад какой-то. Ну и мелким шрифтом можно упомянуть несколько слов, странных с языковой точки зрения: тетушка Пушкина из Агаты Кристофоровны стала почему-то Кристафоровной, игра «гусек» именуется «Гусиком», а в слове «масляница» ударение довольно сомнительным образом поставлено на «я». Впрочем, это уже мелочи, к которым даже и придираться особенно не хочется.

Как не хочется и напоминать о былых заслугах автора, — в этой книге он не нуждается в адвокатах.

* Петр Моисеев — кандидат философских наук, литературовед, специалист по истории и теории детективного жанра