22.05.2020
Издательство

Как коронавирус меняет издательства? Новые вызовы и новые тренды

«Эксмо» провело Большую авторскую онлайн-конференцию и рассказало о ситуации на книжном рынке

'Эксмо' провело Большую авторскую онлайн-конференцию и рассказало о ситуации на книжном рынке
'Эксмо' провело Большую авторскую онлайн-конференцию и рассказало о ситуации на книжном рынке

Текст: Андрей Мягков

Фото предоставлены издательством "Эксмо" (выше: скриншот видеоконференции)

До полноценного возвращения в офлайн всем нам, к сожалению, далеко, так что издательство "Эксмо" решило не откладывать разговор о насущных проблемах и 21 мая инициировало в привычном уже онлайн-формате конференцию об авторской и издательской участи во время пандемии. Львиная доля огромной (около пяти часов) программы была адресована непосредственно авторам: от демонстрации успешных карантинных кейсов Вадима Панова и Антона Чижа до обсуждения нюансов монетизации творчества в нынешних условиях. При этом не только авторы, но и все, кто интересуется изнанкой книжного мира, могли почерпнуть от спикеров немало интересного; мы уже писали о том, как непросто сейчас приходится независимым издательствам, но даже таким крупным игрокам, как "Эксмо", приходится сталкиваться с ощутимыми трудностями и на ходу адаптироваться к новым условиям.

Открывать дискуссию по традиции выпало президенту Издательской группы «ЭКСМО-АСТ» Олегу Новикову. Поприветствовав собравшихся в Zoom и акклиматизировавшись ("непривычно выступать, не видя, перед кем выступаешь"), Олег Евгеньевич отметил, что ситуация действительно непростая, и хотя летом книжные магазины уже планируют вернуться к обычному режиму работы, быстрого восстановления рынка ждать не стоит: и страх новой волны эпидемии, и, к сожалению, вполне реальная вероятность этой волны еще долго будут оказывать влияние на отрасль; онлайн-продажи, ожидаемо подросшие этой весной, пока еще не могут покрыть недостачу от накрывшегося известным тазом офлайна. При этом, "несмотря на определенные инфляционные ожидания и уменьшение каналов продаж", издательство намеревается сохранить интерес читателя и, как следствие, весь рынок - ведь прошлые кризисы уже давно научили "Эксмо", что главное в книжном деле - работать с опорой именно на читателя. Такая "забота о читателе", уверен Новиков, в свою очередь, невозможна без заботы об авторах и прозрачности издательских процессов.

Евгений Капьев, генеральный директор "Эксмо", перешел к конкретике и для начала разобрал главные книжные тренды прошлого года, которые, несмотря на форс-мажорную ситуацию, вряд ли изменятся в ближайшем будущем. Среди них, например, необъяснимый, но чрезвычайно стойкий интерес наших соотечественников к Японии и Корее - книги о японском дизайне и самоучители по корейскому языку (вкупе с биографией тамошнего бойз-бенда BTS) уже не первый год демонстрируют завидные продажи. Вернулся на верхние строчки рейтингов и Пелевин, традиционно отвечающий в нашей литературе за актуальность. Крайне высокие продажи также у третьей книги "Наполеонова обоза" Дины Рубиной, что наглядно показывает читательский интерес к эпическим "сериальным" историям - карантин этот интерес лишь подстегнул. Отдельно Капьев отметил популярность книги Юлии Латыниной "Иисус. Историческое расследование" ("сложно написанная, серьезная книга с кучей источников также может быть интересна читателю") и переиздание "Благих намерений" Пратчетта и Геймана (в нашей литературе не хватает юмора, так что читателям приходится обращаться за ним к переводной).


Что касается детской литературы - здесь из года в год фантастически продаются книги про динозавров.


А конкретно во время карантина, особенно на Западе, подскочили продажи детского нон-фикшна - видимо, родители, оказавшись дома, решили заняться образованием своих отпрысков. Заметен также интерес к теме экологии.

Примечательно, что тема измен, пользовавшаяся повышенным спросом, отошла на второй план - нынче читателей больше интересует тема здоровых семейных отношений. Выросли также продажи книг о здоровом образе жизни и - внезапно - альтернативной медицине; похоже, когда официальная медицина не дает всех ответов, люди ищут эти ответы в других источниках (путь, впрочем, не самый безопасный - об этом мы рассказывали в нашем топе книг о медицине). Сюда же можно отнести возросшую популярность "легких" книг о магии, фэн-шуе и прочих антинаучных, но душеспасительных способах скоротать время.

В целом же сухой список последних тенденций в литературе выглядит так: запрос на "сериальность", медленный, затягивающий темп повествования ("хюгге"), зачастую сочетающийся с уязвимым и неидеальным героем, сильные женские герои, физиологичный натурализм в описаниях и в принципе свободное обращение с темами, на которых раньше лежала печать табуированности. Все более важное значение также приобретает визуализация - продажи экранизированных книг непременно поднимаются; работает это и в обратную сторону - среди авторов и читателей все сильнее ценится кинематографичность книги. Что же о нон-фикшне, то здесь продолжил укрепление тренд на экспертность: людям, получающим все больше информации и ощущающим (в нынешней ситуации) все меньший контроль над своей жизнью, требуются достоверные истории и специалисты - будь то нейробиолог или бывший полицейский, - которым можно доверять.


Ну а планы издательства в связи с нынешними событиями такие:


повышение дохода авторов от электронных и аудиопродаж, в том числе формирование в этих форматах авторской системы лояльности, послекарантинное оживление розничной "бумажной" торговли с помощью специальных акций, запуск писательской Академии "Эксмо" и даже внедрение электронного документооборота и электронной же подписи - чтобы книги можно было выпускать в полном смысле дистанционно. Разумеется, ведутся работы и над онлайн-взаимодействием с читателями, которое выходит за пределы банальных презентаций: для подобных встреч выдумываются оригинальные форматы, а в их проведении задействуются библиотеки; плюс "Эксмо" собирается поработать над культурой книжных клубов в России и совсем скоро запустит цикл мероприятий "Как развивать чтение в стране". Планируется также создание федерального рейтинга книг и учреждение внутрииздательских премий, призванных в том числе дополнительно ориентировать читателей в бурном книжном потоке. Ну и учитывая спрос на визуализацию, более чем разумно выглядят планы по увеличению количества сопутствующей некнижной продукции.

Один из следующих спикеров, директор по маркетингу рекламного агентства MediaNation Марина Шахова отмечала, что во время карантина заметно выросло число поисковых запросов со словом "скучно". Но как видите, если планы "Эксмо" реализуются, скучать нам точно не придется.