30.06.2020

Союз писателей. Как работают современные литераторы. Часть 2

Андрей Геласимов, Кирилл Рябов, Александр Пелевин и другие писатели рассказывают о своем литературном труде и литературе в целом

Андрей Геласимов, Кирилл Рябов, Александр Пелевин и другие писатели рассказывают о своем литературном труде и литературе в целом
Андрей Геласимов, Кирилл Рябов, Александр Пелевин и другие писатели рассказывают о своем литературном труде и литературе в целом

Текст и фото: «Петербургский дневник» (Тексты подготовил Антон Ратников)

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с сетевым изданием «Петербургский дневник» (Санкт-Петербург)

У наших коллег из «Петербургского дневника» собрался внушительный архив интервью с современными писателями — и вот недавно они опубликовали подборку высказываний питерских (и не только) авторов об их литературном труде и литературе в целом. Предлагаем читателям «Года Литературы» также взглянуть на эти высказывания, а при желании продолжить чтение — ссылки на полные интервью вы без труда найдете под цитатами каждого из героев.

Андрей Геласимов

Писатель Андрей Геласимов написал книгу про русский рэп. Называется она «Чистый кайф». На обложке красуется Баста. При этом книга - художественная и не совсем про Басту, а про новое явление в нашей культуре. Об этом и не только автор рассказал в интервью «ПД».

О ТЕМЕ РЭПА

Это дискурс, важный для современной культуры как таковой. Мне кажется, что на текстовом уровне современные рэперы наследуют поэтам-шестидесятникам (которые тоже собирали стадионы), нежели традициям русского рока. Рок был во многом протестный, а рэп иначе устроен. Это личностное высказывание, история одного маленького человека. В этом плане рэп - продолжение гоголевской традиции. Русский рок - совсем не интимная вещь. Его идеи были сильно политизированы - «Мы хотим перемен» и так далее.

Я бы сказал, что рэп - это наиболее демократический способ самовыражения талантливого человека. Все, что нужно, - это микрофон и битбокс. Можно встать на улице и исполнять свою музыку. Это как футбол, где требуются только полянка и мяч.

О ВЛИЯНИИ ИНТЕРНЕТА

Я считаю, что хорошего в жизни и должно быть мало. По-настоящему хорошее каждый из нас должен найти. Для этого нужно переворошить кучу руды, как говорил Маяковский. Пусть будет много плохого. Время все отсеет, останутся только жемчужины. А что касается интернета… Он учит потребителя селекции, в каком-то смысле воспитывает вкус. Нужно поработать, чтобы найти что-то классное. Суперхиты прошлого уже отобраны, собраны в библиотеках и музеях. Но как найти хорошее в современном? Тут нужно пройти какой-то квест, пережить приключение. Ведь, согласитесь, классно, когда вы неожиданно находите исполнителя из Караганды, которого никто не знает, и вы такие: да, это мое!

О НОН-ФИКШЕНЕ

Честно говоря, мне кажется, я еще недостаточно взрослый, чтобы написать текст в жанре нон-фикшн. А вообще мемуары всегда соперничали с романами. Людям интересно читать, «как на самом деле было», хотя мемуарная литература - тоже выдумка. Но человека подкупает псевдодокументальность. Когда стану постарше, может, что-то такое и напишу. Мне бы хотелось рассказать о том, как страна моя рушилась, например.

Прочитать полную версию интервью можно здесь.

Кирилл Рябов

Петербургский писатель Кирилл Рябов в прошлом году официально стал безработным, а в этом попал в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» и Длинный список «Большой книги» за повесть «Пес».

О ТОМ, КАК СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ

Вообще все получилось, как в анекдоте: «Решил написать роман». - «Зачем?» - «Читать нечего». У меня примерно так же. Это с детства началось. Я читал книгу, мне хотелось продолжения, и я сочинял продолжение. Так я, не зная о том, что существуют фанфики, стал их писать. Потом уже свои истории придумывал. Сначала я просто их сочинял и не записывал. А потом понял, что они забываются, и даже обидно было. Поэтому стал записывать. Дал почитать отцу. Отец сказал: «Мне очень понравилось», хотя, может, он особенно ничего и не понял. Меня, шестнадцатилетнего, это подстегнуло. Лет через десять я этот рассказ нашел, перечитал, покраснел от стыда и выбросил. А потом стали читатели появляться… Так оно и пошло.

О ТОМ, ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПИСАТЕЛЕМ

Литература, конечно, денег не приносит. Ведь у нас очень развито пиратство. Книжка выходит - тут же появляется на разных сайтах. И издательский бизнес - он далеко не самый выгодный. Издательства не могут себе позволить содержать писателя, если он, конечно, не Стивен Кинг, который продается безумными тиражами.

Я вот встал на биржу труда. Заполнял анкету. Там есть графа «Профессия». Я подумал: что здесь нужно указать? Чем я занимаюсь по жизни? Написал - «Писатель». Когда эту анкету взяли, женщина очень удивилась и сказала: даже не знаю, что вам предложить, профессии-то такой нет… Но я ее успокоил, сказал, что могу еще подождать.

Полная версия интервью здесь.

Евгений Алехин

«ПД» поговорил с человеком, который отказался от работы с большими издательствами, создал свое, играет в двух группах и очень много читает.

О МЕЧТАХ

У меня вообще есть план: подружиться с Уэльбеком и увести его у издательства «Корпус», чтобы самому его издавать. А так - читаю его, да, в оригинале. Конечно, приходится иногда в словарь заглядывать, навык-то уходит. А вообще я был в ноябре в Марселе. И у меня появилась идея туда переехать. Там вкусная веганская еда. Зарплата у подруги 20 тысяч евро. Я вот работаю на пяти работах - денег нет, сижу в долгах. Снял за неделю две документалки, два клипа, за десять дней было две книжные презентации - и у меня 70 тысяч долгов. Такое только у нас может быть... А вообще хорошо было бы переехать в Одессу, когда закончится с Украиной конфликт. Там ведь киностудия простаивает без дела. Друзья будут меня продюсировать, а я прикинусь великим режиссером и от 40 до 70 лет будут снимать кино.

О КРАФТОВЫХ КНИГАХ И ПИСАТЕЛЯХ

Книги стали модными. Пошла культура крафта. Десять лет назад мы думали, как выбраться из постмодернизма. А сейчас такой вопрос не встает. Хочешь - оттачивай стиль или пиши жанр. Хотя мне на все эти рассуждения было плевать. Пиши о чем хочешь - главное, кайфуй от этого. Вот те писатели, которые хотели шокировать кого-то, они в тупике пребывают. А те, кто ценит свое искусство, они в порядке.

Писателей классных в одном только Петербурге наберется не то что с десяток, а под сотню. Вот Вадим Шамшурин. Я его с радостью издал. Он такой очень питерский писатель. Он вне контекста этого города, может быть, и вовсе не был бы понятен. Кирилл Рябов - очень сильный. Антон Секисов - очень музыкальный.

Продолжение интервью читать здесь.

Антон Секисов

В Петербурге много талантливых писателей. В том числе и среди тех, кому недавно исполнилось тридцать. «ПД» поговорил с одним из ярких представителей молодого литературного поколения Антоном Секисовым.

О ПЕРЕЕЗДЕ В ПЕТЕРБУРГ

Тридцать лет прожил в столице. Но однажды понял: нужно что-то менять. Подумал и решил, что Петербург - идеальное место. Решил эмигрировать сюда. Этот город меня всегда манил. Кажется, для писателя здесь лучшая в России среда. Кто-то может утонуть здесь в болоте, но кто-то почувствует новое дыхание.

Если москвич приедет в Петербург и услышит, что здесь музеи лучше, то скажет: да, о'кей. Но если москвич скажет, что у него в городе, скажем, лучше метро, то петербуржец это заявление будет оспаривать до последнего.

О ПОИСКЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Помню, что пытался отправить рукопись в толстые журналы и крупные издательства. Некоторые писали в ответ большие рецензии со странными формулировками. Иногда предлагали что-то поправить… Но в итоге издался там, где изначально хотел, - в «Ил-music» у Евгения Алехина.

Формат маленьких издательств очень хорош. Вы на одной волне, в быстром доступе, можете быстро обсудить все нюансы.

Смотрю на сверстников, которые издаются в больших издательствах… Часто бывает плохая обложка, верстка так себе, корректура ужасная. И главное - люди не заинтересованы в успехе. Книга куда-то кладется, на дальнюю полку, и лежит там. А здесь тираж хорошо разошелся, была даже допечатка небольшая.

О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ

Мне иногда кажется, что я мог бы писать жанровую литературу, по триллеру или детективу в год. В рамках жанра можно делать что-то по-настоящему интересное. Дэвид Фостер Уоллес в эссе о Дэвиде Линче пишет, что лучший фильм у него - не один из его классических сюрреалистических шедевров, а внешне простой и жанровый «Синий бархат», где вся «авангардность» - в мелких нюансах. Хотелось бы делать что-то подобное..

Полную версию интервью вы можете найти здесь.

Вадим Шамшурин

Петербургский писатель Вадим Шамшурин в декабре прошлого года стал победителем конкурса «Петербургского дневника» на лучший короткий рассказ, опередив многих других известных авторов. В своем интервью он рассказывает о том, как пришел в литературу и когда выйдет в свет его новая книга.

О ТОМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В середине 2000-х мы познакомились с Маратом Басыровым. Именно в общении с ним стала формироваться и развиваться моя проза. Почти одновременно на секции прозы Валерия Попова в Центре современной литературы и книги сформировалось наше творческое товарищество: Марат Басыров, Оксана Бутузова, Кирилл Рябов, Валера Айрапетян. Еще не были ясны наши роли, не были понятны творческие возможности, мы были соперниками, каждый считал себя лучшим писателем современности и смотрел на других чуть свысока. При этом единственная возможность быть прочитанным для нас тогда была - показать свои тексты друг другу.

Потом у Оксаны Бутузовой в издательстве «Амфора» вышел роман «Дом», затем в издательстве «ПрозаиК» - «Пасха на Рождество». Марат создал «Печатную машину», которая вышла в «Лениздате». В издательстве «Ил-music» вышли книги Кирилла Рябова «Сжигатель трупов», «Клей», у Валеры Айрапетяна - книги «В свободном падении» и «Врай».

Самой значительной и трагичной книгой стала книга Марата Басырова «ЖеЗеэЛ». Она была дописана весной 2016 года, почти сразу ее прочитал и принял для публикации Павел Крусанов, рукопись готовилась к печати летом и в начале осени должна была выйти. Одновременно «ЖеЗеэЛ» выходила в журнале «Дружба народов». События развивались стремительно. Как только роман увидел свет, умер Марат.

О РАДОСТИ БЫТЬ ПИСАТЕЛЕМ

Визуально это очень творчески – сидеть за столиком в кафе, писать текст, прихлебывая чай. Иногда мне даже так удавалось настроить себя и сконцентрироваться… Писатель может быть очень мобильным, не обязательно иметь кабинет и чтобы в окне цвел яблоневый сад. Нужна только тихая одержимость и страсть к писательству.

Другое дело, что социальная функция писателя достаточно размыта. Поэтому при всей серьезности и ответственности к делу желательно проще относиться к себе и своему месту во всем этом действии. Другими словами, писать и не думать о том, нужно ли это кому-нибудь. Литература - очень важный в жизни костыль, и без него порою сложно выбираться из эмоциональных ям.

Продолжение интервью читайте здесь.

Александр Пелевин

С недавних пор в нашей стране два замечательных писателя с фамилией Пелевин. К Виктору добавился петербуржец Александр, который ярко дебютировал в прозе с книгами «Калинова Яма» и «Четверо». В прошлом году он вошел в шорт-лист премии «Национальный бестселлер».

О ПРЕТЕНЗИЯХ К ФАМИЛИИ

Честно говоря, сначала было сложновато. Приходилось сталкиваться даже с вопросами: «Александр, а почему вы взяли фамилию известного писателя?» Я объяснял, что это моя фамилия. Тогда меня спрашивали, почему я не взял псевдоним…

Но сейчас, конечно, стало полегче. После «Нацбеста» и после того, как книжка «Четверо» «выстрелила», меня перестали путать с Виктором Пелевиным. И претензии сейчас почти не высказывают.

О ТЕМПАХ РАБОТЫ

Первую книгу я писал долго: с 2009 по 2012 год. Сочинял стихи и параллельно публиковал в ЖЖ - тогда он был жив - советские сказки. Потом решил объединить сказки в одну большую прозу. Объединил, переписал, снова переписал. Так несколько лет и работал. Торопиться мне было особенно некуда, я даже не думал, что когда-то их издам. Вторую книгу - «Калинова Яма» - я писал, пока не работал, восемь месяцев… Ну а сейчас думаю взять небольшой перерыв.

О СОВЕТСКОМ ПРОШЛОМ

Я вырос на советских книжках, советском кино. Сам-то я не назвал бы себя коммунистом. Я скорее трансгуманист – считаю, что человек должен стать чем-то большим, чем человек. Конечно, коммунизм к этой идее был близок. А что касается Советского Союза, - это моя родина, это то, из чего мы все вышли.

Когда писал книгу «Четверо», специально старался избегать страшных рассказов про репрессии. Мы всем этим наелись еще в 1990-е годы. Сейчас нужно искать какие-то другие смыслы. При всем плохом, что было в то время, это была определенная новая русская античность. Большой культурный скачок. Это плотно вошло в коллективное бессознательное, во всех нас. Нужно просто создавать из этого материала новые смыслы. Возводить в ранг мифа или легенды.

Полную версию интервью можно найти здесь.

Оригинальный материал: «Петербургский дневник»