Текст: Игорь Карнаухов
Два непохожих мира
В основе композиции три элемента: парусник, напоминающий о творчестве Александра Грина, силуэт колокольни православного храма как символ дум высокого стремленья и барельеф Леонарда Дмитриевича. Скульптура (ваятели Валентина Ракишева и Вячеслав Просвирнов, архитектор Андрей Калинин) дополнена строками парафраза собственного постниковского сочинения:
- Явились мы в сей мир прелестный,
- Мечту с пелёнок возлюбя:
- Чтоб мало-мальски интересный
- Смонтачить мир вокруг себя.
Кстати, какая огромная разница с печально памятной эпитафией Виктора Астафьева, увековеченной здесь же, на другом берегу речки Архиповки, в основанном Постниковым заповеднике; поклонники классика помнят: «…Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье»…
Леонард Постников, выпускник факультета физкультуры Пермского пединститута, приехал в Чусовой в 1954 году и возглавил здесь детскую спортивную школу. Итогом его сорокалетней деятельности на ниве спорта стали около восьмидесяти мастеров спорта, призеры десятков первенств, четыре чемпиона мира – по горным лыжам, санному спорту и фристайлу.
Наряду со спортом в юные годы, прошедшие в соседнем городе Лысьве, Леонард увлекся творчеством Грина, Аркадия Гайдара, а также биографией героя Гражданской войны Василия Чапаева. Впоследствии в Чусовом, в устроенном им при спортбазе «Огонёк», ставшей школой Олимпийского резерва, музее традиционной архитектуры и быта появились памятник Грину и бюст Гайдара. А правнучка легендарного комдива Василиса Чапаева пожаловала сюда собственной персоной.
Кстати, другом детства подвижника был художник Валерий Аверкиев, корифей иллюстрации. Книги Пермского книжного издательства с его оформлением разошлись по всей стране.
Свой среди пишущих
Прозаиков и поэтов из всех своих многочисленных гостей Леонард Дмитриевич всегда привечал особенно. Жизнь и творческая судьба Валентина Курбатова, Юрия Беликова, Роберта Белова, Михаила Голубкова и ряда других мастеров слова отражена в музее писательских судеб, сложившемся внутри созданного Постниковым комплекса. Было дело, существовала и отдельная комната, но потом экспонаты оттуда разошлись по всей территории. В свои приезды в Прикамье гостили здесь у чусовского "Леонардо" Евгений Евтушенко, Леонид Бородин и Станислав Куняев.
Кроме упомянутых достопримечательностей, появились в музейной деревеньке еще модель биплана Василия Каменского, якорь, напоминающий о первой военной профессии Олега Селянкина, астафьевская «Царь-рыба» и другие диковины. На глыбе доломита в металле отлиты слова Михаила Пилипенко к песне «Уральская рябинушка» (в народе больше известной как «Рябина кудрявая»):
- Вечер тихой песнею над рекой плывет,
- Дальними зарницами светится завод,
- Где-то поезд катится точками огня,
- Где-то под рябинушкой парни ждут меня.
- Ой, рябина кудрявая, белые цветы,
- Ой, рябина, рябинушка, что ж взгрустнула ты.
Земляком Постникова сотоварищи был автор музыки к ней, композитор Евгений Родыгин.
Войти в крестьянскую избу напутствуют строки Николая Рубцова.
Пример же в музейном строительстве Леонард Дмитриевич брал с директора мемориальной усадьбы-заповедника А. С. Пушкина в Михайловском Семёна Гейченко (1903–1993), возрождавшего Пушкиногорье после Великой Отечественной войны.
Писатели ценили гостеприимство. Хозяин здешних мест сам не написал книг, – хоть, как видно по надписи на постаменте памятника, был не чужд изящного слога, – но товарищи из творческого цеха вручили ему литературный орден Ф. М. Достоевского.
Кроме него, за заслуги перед Родиной большой и малой Леонард Постников заслужил орден Трудового Красного Знамени и медаль «За трудовую доблесть», носил звания заслуженного работника культуры и отличника народного образования, был наделен статусом почетного жителя города Чусового и Пермского края, отмечен Строгановской премией.