07.09.2021
Фестивали

В Ясной Поляне прошел театральный фестиваль «Толстой»

Роман быстрым шагом. За три дня фестиваля зрители увидели 15 проектов и постановок, приехавших под Тулу со всей страны

Театральный фестиваль «Толстой» в Ясной Поляне. / Сергей Куксин
Театральный фестиваль «Толстой» в Ясной Поляне. / Сергей Куксин

Текст: Андрей Васянин

Фестиваль начался не по правилам: на церемонии его открытия на Большой сцене на окраине Красного сада усадьбы, не шел дождь – до этого сопровождавший каждое начало «Толстого», будь оно в августе, июне или в сентябре. Но не успели танцоры в красно-синих русских мундирах из «Севастопольских рассказов» сделать первые антраша, как упали первые капли, а на «Хозяине и работнике», четвертой части балета-сюиты TOLSTOY пермского Балета Евгения Панфилова, открывшей фестиваль, между залом и сценой уже стояла стена дождя, а изо рта танцоров шел пар, придававший действию реалистичности и драматизма.

Далеко не каждый театральный фестиваль открывается балетом по прозаическим шедеврам, но «Толстой», отмененный в прошлом году и перенесённый с июня на сентябрь в этом, всегда выходил за границы общепринятого. В Ясной Поляне нет ни одной стационарной театральной площадки, и каждый показ тут равен премьере: постановщикам приходится переделывать, упрощать декорации и «перемонтировать» мизансцены под походные условия. Но с другой стороны тут нет и того, что Толстой не любил в театре – бархатных кресел, картонных декораций, тяжелых занавесей… И есть вдохновляющая, широкая, Ясная Поляна. В этот раз ею вдохновлялись 15 проектов и постановок, приехавших под Тулу со всей страны…

- Второй том у нас где- то на пятом километре, так что до дуба вам идти около часа, -

Мы движемся вдоль Большого пруда, где начинается проект «Война и Мир» своими шагами» с одним из его авторов, художником Иваном Николаевым. Коллега Ивана, художник Дмитрий Волкострелов захотел помочь нам, в школе через страницу листавшим роман Толстого, физически ощутить, насколько книга велика и неожиданна. И пройти ее своими ногами. Авторы посчитали длину строки в первом издании романа, сложили длины всех строк, получили физическую длину каждой главы и каждого тома. И наложили это расстояние на ландшафт усадьбы. Пройти роман быстрым шагом занимает от полутора до двух часов, если идти по отмеченному организаторами маршруту, не оглядываясь – но попробуй не остановиться, например, в Афониной роще, березовом островке в море темных осин или на берегу речки Воронки, окружённой с обеих сторон стенами леса…

А вот, кстати, и дуб, тут все по Толстому: «ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно. Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились сочные, молодые листья и поверить нельзя было, что этот старик произвёл их» - это написано на табличке рядом с деревом, не торопящиеся могут прочесть.

…И почему же художник спектакля «Сила слова» именно так разложил карандаши по листу бумаги? А в этой кассете оставил именно пять заготовок для объективов, а не шесть?

Но это сделал не художник, а монтажник, и перед нами не декорация, а реальная лаборатория тульского завода «Октава», на котором делают мирового уровня звуковое оборудование. На часах 20.00, сотрудники ушли отсюда всего несколько часов назад – и их сменили актеры спектакля в жанре «сайт-специфик» «Сила слова». В сайт-специфик («особый взгляд») смысл постановки диктуется местом, где она происходит, помогающим актеру и подталкивающим воображение зрителя. Главный герой в «Смерти Ивана Ильича», одной из постановок, разыгранных в этих декорациях, описывая зрителю, наблюдающему за действием из-за стеклянной стены, ощущения медленно умирающего человека, перебегает от микрофона к микрофону, во множестве расставленных по студии. Словно пробуя – насколько важен звук, голос, тембр, чтобы твое слово услышали?

В жизни Толстого и в его усадьбе, и на этом фестивале многое происходило и происходит вопреки правилам – потому писателя читают поколение за поколением, в Ясную Поляну едут со всего мира, а маршрутом «Войны и Мира» все три дня фестиваля шли и шли вереницы гостей. До того, как навсегда уйти из яснополянского дома в 82 года, Толстой несколько раз ходил пешком в Москву с особой тростью в руке, которую можно было, разложив, превратить в небольшой стульчик. И эту трость, висящую сейчас в спальне писателя, и обстановку спальни и еще 40 тысяч подлинных вещей Толстого и членов его семьи удалось спасти во время войны – и тем самым создать сегодня в Ясной Поляне ауру подлинности.

Фестиваль «Толстой» воспринял эту неправильность сполна: радиоспектакль по книге Павла Басинского «Лев Толстой: изгнание из рая» тут можно было послушать, присев на копну сена в ушедшей в землю теплице. Утомившись – поспать в соседней комнатке на такой же копне – и вернуться к спектаклю. Не было отбоя от учеников в «Школе без звонков и домашки», современной версии легендарной яснополянской школы, воспроизведенной московским театром «Снарк» под куполом Сцены на холме. На уроках математики детей там учили считать по правилам сказки «Как мужик гусей делил», а на переменах водили с ними хороводы и пели частушки.

«Вот ваш экскурсовод! Он вас доведет до могилы!» «Вы знаете, тут как в раю. Идешь утром – птички поют, белки скачут, а зимой под окна приходят лоси…» «Всю вашу доблестную компанию поздравляю с 2015 г. Спасибо вам за сохранение материальных знаков истории!» Это и многое другое – смешное, странное, отчаянное, возмущенное – драматургам Ярославе Пулинович и Светлане Баженовой, две недели гостившим в мае в Ясной Поляне, наговорили экскурсоводы, волонтеры, охранники, местные жители, туристы, ставшие героями пьесы «Толстой о людях. Люди о Толстом», сыгранной на фестивале актерами Рязанского ТЮЗа. Пьеса, вроде как об усадьбе Толстого, уже подхвачена театрами Челябинска, Новосибирска, Уфы, Москвы...