18.11.2021
Конкурс Детектив Достоевский

Детективы Достоевского собрались в «Богеме»

«Год Литературы» торжественно подвел итоги конкурса короткого рассказа, посвященного двухсотлетию Достоевского, в исторической гостинице в 500 метрах от места действия «Преступления и наказания»

Павел Басинский (в центре), Михаил Визель и победительницы конкурса 'Детектив Достоевский'. Фото: Сергей Николаев
Павел Басинский (в центре), Михаил Визель и победительницы конкурса 'Детектив Достоевский'. Фото: Сергей Николаев

Текст: Фёдор Косичкин

Федор Достоевский родился в Москве и закончил свои дни в Петербурге. Так что вполне естественно, что итоги конкурса короткого детективного рассказа «Детектив Достоевский», придуманного этим летом для посетителей портала ГодЛитературы.РФ в редакции «Российский газеты» (кстати, недалеко от той самой Мариинской больницы на Божедомке, где только что открылась после масштабной реконструкции музей-квартира писателя), мы подвели 18 ноября в историческом здании отеля «Богема» – совсем рядом с Сенной площадью, где начинается действие самого известного его романа, «Преступление и наказание».

Детективы Достоевского, как известно, – «неправильные» детективы; убийца в них известен с самого начала (или остается неизвестен вовсе), потому что классика больше интересовало не «кто убил?», а «почему убил?». Вот и к моменту церемонии победители конкурса, на который в течение июля-августа 2021 года поступило свыше 900 работ из всех регионов России и из дюжины стран дальнего и ближнего зарубежья, были известны – мы объявили их 11 ноября, в день двухсотлетия Достоевского. И смысл церемонии не в том, чтобы с тщательно изображаемым волнением открывать конверты, а в том, чтобы посмотреть в глаза нашим читателям-победителям (редкая возможность для редакции онлайнового СМИ!) и спросить: «почему?». Почему творчество автора, писавшего объемистые романы полторы сотни лет назад, в казалось бы совершенно другой России, подтолкнуло их к собственному сочинительству?

Вполне естественно, что камертоном церемонии выступил сам текст «Преступления и наказания». Фрагмент из него мастерски прочитал театральный режиссер, профессор Российского государственного института сценических искусств Геннадий Тростянецкий. После чего ведущие – председатель жюри конкурса, обозреватель «Российской газеты», писатель Павел Басинский и шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ, переводчик и писатель Михаил Визель – вкратце обрисовали историю конкурса и позвали на сцену его вдохновительницу, замглавреда «Российской газеты» Ядвигу Юферову.

– Что общего у "Российской газеты" и Достоевского? – обратилась она к гостям. – Во-первых, они родились в один день – 11 ноября. А во-вторых, далеко не каждое издание сегодня имеет отдел культуры в истинном смысле слова – в моде "замочные скважины" и светская хроника. Так что "РГ", можно сказать, спасает красоту – а красота, как верил Достоевский, спасет мир.

Вручение призов показало: линии, намеченные Достоевским, можно развивать в разные стороны. Первой свою награду получила победительница читательского голосования Любовь Голева из поселка Североонежск Архангельской области. Ее рассказ «Вася, море и морошка» собрал 40% голосов из 6318 читателей, проголосовавших на нашем сайте. При вручении ей приза пришла пора обратить внимание еще на одну особенность конкурса: активное участие в нем «контингента» ФСИН, то есть, проще сказать, рассказов, присланных из мест лишения свободы. Произошло это, разумеется, не случайно, а благодаря партнерам конкурса – Фонду развития правовой культуры, который помог в организации путешествия победителей конкурса в Санкт-Петербург. Но трудно отрицать, что участие столь специфических авторов в конкурсе, посвященном создателю «Записок из мёртвого дома», первым в русской литературе выразившему ужас ожидания расстрела и заключения, как нельзя более уместно.

Любовь Голева имеет к ним прямое отношение, но в ином качестве – в качестве директора федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 1 ФСИН России. И ее рассказ, история заключенного, который в самый момент окончания своего срока узнаёт, что вместо свободы его ждет новый срок, – это, можно сказать, скол окружающей ее реальности.

Третье место решением профессионального жюри, в которое, кроме Басинского и Визеля, входили достоевсковед Людмила Сараскина, писатель, лауреат Нацбеста Александр Пелевин, редактор отдела культуры «Российской газеты» Игорь Вирабов и редактор направления прозы издательства МИФ Ольга Киселева, досталось петербурженке Татьяне Млынчик за рассказ «Бартер» - ироничный, но в то же время уважительный к первоисточникам «микс» «Преступления и наказания» и «Пиковой дамы». Вручать награду вышла общественный деятель Наталья Дементьева.

Кстати, Татьяна Млынчик – уже не дебютант: летом в издательстве ЭКСМО вышел ее роман в жанре young adult "Ловля молний на живца". Связано это или нет, но именно рассказ «Бартер» решил отметить еще один партнер конкурса – Первая Образцовая типография. Их приз - 2-томник произведений Достоевского в кожаном переплете.

Приз за второе место достался жительнице Ижевска Елене Сосновской. Место ее работы - пресс-служба Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике. Но жутковатый рассказ «Меломан» отзывается скорее Патриком Зюскиндом с его «Парфюмером». Что ж, это, можно сказать, тоже развитие одной из линий творчества Достоевского… Приз Елене вручил генеральный директор отеля «Богема» Василий Кичеджи.

Елена Сосновская и Любовь Голева – сотрудницы ФСИН. Но на конкурс поступило 350 рассказов (то есть больше трети от общего количества) непосредственно от граждан, отбывающих наказание. О важности воспитательной работы через творчество напомнил в своем выступлении начальник отдела воспитательной и социальной работы с личным составом УФСИН Сергей Красильников. А следом за ним выступила представительница еще одного партнера конкурса, координатор проекта «Эрмитаж онлайн» Ксения Луговская. Такое сочетание кажется немыслимым… если бы только речь не шла о Достоевском.

Огласить имя победителя досталось самому председателю жюри Павлу Басинскому. Который назвал имя астраханки Александры Зайцевой, чей рассказ о невидимых миру детских обидах произвел на жюри самое сильное впечатление. «Рассказ отличается серьезной психологической глубиной, а главное - позабытой темой сострадания и боли за униженных и оскорбленных, которая отличала всех наших классиков», - подчеркнул Павел Басинский.

Кстати, Александра уже давно участвует в литературных конкурсах "Года Литературы". И даже стала обладательницей Гран-при конкурса «Любовь. Тургенев. Лето», который мы проводили в 2018 году. Так что переход от одного классика к другому оказался достаточно плавным.

Победительница честно призналась: "Я не думала о призовых местах. Участвую в конкурсах "Года Литературы", потому что они замечательные. А выигрыш - уже второй раз неожиданный! - становится просто дополнительным приятным бонусом".

На следующий день ей суждено отправиться на спектакль в Мариинский театр, который любезно предоставил победителю пару билетов. Все лауреаты также получили пригласительные билеты от Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского и Государственного музея истории российской литературы им. В.И.Даля

Все победители конкурса получили от «Богемы» проживание в отеле в городе Достоевского. А чтобы праздник стал не только приятным, но и сладким, победителям были вручены гастрономические сувенирные наборы, выпущенные центром туризма Старой Руссы к 200-летию Достоевского. По воспоминаниям современников, Федор Михайлович очень любил чай и был большим лакомкой. Поэтому в состав набора вошли чай и сладости, которые особенно любил Достоевский, а на упаковке представлена авторская цветная графика художницы Елены Золотарёвой с интерьерами старорусской дачи Достоевских.

Но это еще не все приятности - партнер конкурса, премия "Лицей", подарил победителям книги своих финалистов. Другим вдохновляющим на дальнейшее творчество стимулом для участников конкурса, без сомнения, станет приз от ЛитРес:Самиздат, который вызвался составить из лучших работ-финалистов сборник, по два экземпляра которого подарят авторам. Сам Достоевский, как автор «Дневника писателя», объявленного задним числом «первым литературным блогом», наверняка одобрил бы такой подход. Ведь наш конкурс показал: Достоевский – по-прежнему наш современник.