20.03.2022
Литература и театр

В Ярославле любители театра увидели 11 "розовских" спектаклей

В Ярославском ТЮЗе прошел V Всероссийский театральный фестиваль "Розовфест"

В этом году театральные работы впервые оценивало профессиональное жюри под председательством Владимира Кантора. Фото: Иван Фадеев
В этом году театральные работы впервые оценивало профессиональное жюри под председательством Владимира Кантора. Фото: Иван Фадеев

Текст: Элина Труханова (Ярославль) / РГ

Форум получил имя выдающегося советского драматурга и сценариста, уроженца Ярославля Виктора Розова и проходит на сцене театра, который тоже носит имя драматурга, потому что построен при его непосредственном участии: на определенном этапе строительство было заморожено, и только вмешательство Виктора Сергеевича помогло продолжить и завершить работы.

По словам директора регионального департамента культуры Марины Васильевой, "здесь все пропитано драматургией Розова, очень актуальной и современной, и теми вечными вопросами, которые он поднимал". При этом, как и все творчество драматурга, фестивальный репертуар всегда далек от депрессивности, в его основе неизменно лежит вера в человеческие возможности.

- Фестиваль в Ярославле - это пространство честного оптимизма, - такую характеристику дал этому театральному смотру президент фестиваля, режиссер, педагог, сын драматурга Сергей Розов. - В программе не обязательно должны быть пьесы Розова, это может быть Чехов, Достоевский, Вампилов или какой-то современный автор, но это обязательно очень серьезный разговор о времени. А с другой стороны, серьезность не переходит в безнадегу. Для фестиваля выбираются только спектакли, которые не подталкивают зрителя к ощущению безысходности.

В этом году любители театра увидели 11 "розовских" спектаклей, хотя, по словам организаторов фестиваля, заявок на участие было подано значительно больше. Экспертный совет, в состав которого, в частности, входили театральные критики, члены экспертного совета национальной театральной премии "Золотая маска" Вера Сердечная и Мария Кожина, отбирал постановки, опираясь на принципы, которые сам Виктор Розов заложил в своей драматургии: отсутствие в театральном тексте открытой дидактики, глубокое внимание к современному человеку и встающему перед ним нравственному выбору.

В результате в афишу были включены спектакли не только по текстам советского периода, но и авторов, писавших до Розова, а также современные пьесы, поскольку в них "возникают близкие драматургу темы". Свои постановки по произведениям Александра Вампилова, Виктора Розова, Василия Шукшина, Дины Рубиной, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, молодых современных авторов Юлии Поспеловой, Игоря Витренко, Аси Петровой в Ярославль привозили театры из Москвы, Краснодара, Иванова, Челябинска, Барнаула, Карелии, Татарстана, Югры.

Кстати, спектакли в этом году впервые оценивало профессиональное жюри под председательством театроведа Владимира Кантора. Стоит отметить, что из девяти конкурсных номинаций в трех победу одержал Челябинский государственный академический театр драмы имени Орлова. Его постановка "Номер 6" по пьесе Юлии Поспеловой (сценической версии и современной интерпретации чеховской повести "Палата N 6", написанной специально для Челябинского драмтеатра) признана лучшим спектаклем большой формы (режиссер - Данил Чащин). Лучшими мужскими ролями первого и второго плана жюри посчитало работы занятых в этом спектакле Николая Осминова и Владимира Зайцева.

Сергей Розов, президент фестиваля "Розовфест", режиссер, педагог:
  • - Два года назад, когда началась пандемия, на полном серьезе звучали мнения: а может быть, настоящий, реальный театр со зрителями в темном зале нам больше и не нужен? На онлайн-просмотры, онлайн-трансляции спектаклей возлагались большие надежды. И казалось, необходимость в очном присутствии публики вскоре отпадет. Но, к счастью, такие прогнозы и ожидания не подтвердились. Зрители по-прежнему идут в театры, заполняют зрительные залы, и актеры чувствуют эту "четвертую стену", как писал Станиславский, ощущают эту энергию сопереживания, черпают в ней силы и вдохновение. Театр не только устоял, но даже окреп - в первую очередь за счет того, что огромное количество людей во всем мире не согласились лишить себя живого искусства. И может быть, наш фестиваль - это малая, но показательная история в поддержку этого живого театра.

Источник: rg.ru