Текст: Ольга Лапенкова
Нынешнему читателю сложно это представить, но на протяжении двух тысячелетий во всём мире стихи — по большей части — были совсем другими. Чтобы понять, чем они отличались (и лишний раз порадоваться, в какое прекрасное время мы живём), посмотрим, как работают другие системы.
Тоническая система
Древняя Греция подарила нам множество произведений, которые стали своего рода фундаментом для европейской культуры. Но стихи античных поэтов совсем не похожи на современные, потому что две с лишним тысячи лет назад господствовала тоническая система стихосложения.
Тоническая система стихосложения подразумевает, что в каждой строчке должно быть определённое количество ударных слогов. Сколько при этом будет безударных слогов, особенного значения не имеет.
Чтобы грамотно прочитать стихи, читатель должен сам уловить авторский ритм — и следовать ему от строчки к строчке.
Программный пример произведения, написанного таким образом, — эпические поэмы древнегреческого поэта Гомера, жившего в VIII веке до н. э.: «Илиада» и «Одиссея». Перенося их на русский язык, переводчики старались сохранить особенность гомеровской ритмики. Вот как начинается «Илиада» в переводе Н. И. Гнедича — кстати, близкого друга и издателя самого Пушкина:
- Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
- Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
- Многие души могучие славных героев низринул
- В мрачный Аид и самих распростёр их в корысть плотоядным
- Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля)...
Справка
Ахиллес — мифический герой, прославившийся в первую очередь подвигами, совершёнными на Троянской войне; этим событиям и посвящена «Илиада».
Пелей — царь древнегреческого города-государства Фтия, муж богини Фетиды. На свадьбу Пелея и Фетиды не пригласили Эриду, богиню раздора. В отместку она поссорила трёх могущественных богинь — Геру, Афину и Афродиту, у каждой из которых были свои «любимчики» из числа царей и воинов, живших на Земле; из-за этого и началась Троянская война.
Аид — загробный мир.
Зевс — верховный бог, живущий на горе Олимп.
В каждой строчке этого произведения нужно делать шесть ударений — не больше и не меньше. Если выделить ударные слоги, получится вот что:
- ГнЕв, богИня, воспОй АхиллЕса, ПелЕева сЫна,
- ГрОзный, котОрый ахЕянам тЫсячи бЕдствий содЕлал:
- МнОгие дУши могУчие слАвных герОев низрИнул
- В мрАчный АИд и самИх распростЁр их в корЫсть плотоЯдным
- ПтИцам окрЕстным и псАм (совершАлася ЗЕвсова вОля).
Количество ударных слогов всё время одинаковое — а безударных слогов, которые стоят между ударными, всё время меняется: то один, то два, то снова один…
На этом моменте внимательный читатель спросит: постойте, а что делать с местоимениями, союзами, предлогами и прочей мелочью? Например, в четвёртой строчке есть союз «и» и местоимение «их». По-хорошему, на них тоже должно падать ударение, разве нет?
Нет. Ударение в русском языке и ударение в стихотворении — совершенно разные вещи.
По правилам русского языка ударение есть «внутри» каждого слова, если слово содержит хотя бы одну гласную.
По правилам стихосложения, маленькие слова как бы «примагничиваются» к большим, образуя вместе с ними единое ритмическое целое. (И наоборот: одно большое слово может распадаться как бы на два слова с отдельными ударениями.)
То есть, по сути, четвёртую строчку «Илиады» мы читаем так:
- ВмрАчный АИд исамИх распростЁр ихвкорЫсть плотоЯдным...
Отсутствие пробелов здесь — не опечатка, а попытка воссоздать ритмический рисунок.
Итак, тоническая система — вещь довольно сложная, но она активно используется и по сей день, особенно авторами, которые пишут тексты песен. Среди поэтов ХХ века, которым она помогла создать истинные шедевры, стоит упомянуть в первую очередь В. В. Маяковского. Вот, например, начало поэмы «Облако в штанах» (1914) — с уже расставленными ритмическими ударениями:
- Вашу мЫсль, мечтАющую на размягчЁнном мозгУ,
- как вЫжиревший лакЕй на засАленной кушЕтке,
- буду дразнИть об окровАвленный сЕрдца лоскУт:
- дОсыта изъиздевАюсь, нахАльный и Едкий.
- У менЯ в душЕ ни однОго седОго вОлоса,
- и стАрческой нЕжности нЕт в нЕй!
- МИр огромИв мОщью гОлоса,
- идУ — красИвый, двадцатИдвухлЕтний.
«Подчинив» себе тоническую систему, Маяковский пошёл ещё дальше — и отошёл от правила, согласно которому в каждой строке должно быть строго одинаковое количество ударных слогов. Так, в пятой строке — «У меня в душе ни одного седого волоса» — оказалось аж пять ритмических ударений, а не четыре, как в остальных. Что же, правила существуют, чтобы их нарушать!
Силлабическая система стихосложения
Помимо тонической системы стихосложения, существует — или, лучше сказать, существовала — и другая, прямо противоположная ей: силлабическая система. Здесь было важно только количество слогов в каждой строчке, а сколько получалось ударений и насколько «гладко» всё это читалось, значения не имело.
Силлабическая система пользовалась популярностью у отечественных авторов XVIII века. Вот, например, как писал Антиох Дмитриевич Кантемир:
- Что так смутен, дружок мой? Щёки внутрь опали,
- Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали? <...>
- Цугом ли запрещено ездить, иль богато
- Платье носить, иль твоих слуг пеленать в злато?
Вооружившись терпением, можно посчитать слоги и узнать, что в каждой строке их ровно тринадцать. Но читается всё это не очень-то гладко. Так что неудивительно, что на данный момент силлабическая система отжила своё. В качестве исследователей и тем более авторов с ней работают лишь немногочисленные экспериментаторы — и ещё, разумеется, студенты-филологи.
Силлабо-тоническая система стихосложения
В качестве «золотой середины» между двумя вышеупомянутыми системами родилась третья — силлабо-тоническая система стихосложения. Если бы не она, то в школьной программе не оказалось бы 99% всех произведений, которые мы знаем и любим чуть ли не младенчества.
В силлабо-тонической системе принято работать не с отдельными слогами или ударениями, а со стопами. Стопа — это «звено», которое состоит из одного ударного слога и одного-двух безударных. Существует всего пять вариантов стоп:
- •´- (ударный и безударный слог) — размер называется хорей;
- •-´ (безударный и ударный слог) — размер называется ямб;
- •´--(ударный слог и за ним два безударных) — размер называется дактиль;
- •-´- (безударный, ударный, безударный слог) — размер называется амфибрахий;
- •--´(два безударных слога, за ними ударный) — размер называется анапест.
Таким образом, силлабо-тоническая система подразумевает, что автор выбирает размер — и, соблюдая его, «нанизывает» одну стопу за другой. В следующей строчке повторяется то же самое. И в следующей, и ещё, и ещё…
Практически все стихи, начиная с А. С. Пушкина, написаны именно так. Помните, у Александра Сергеевича:
- В чужбине свято наблюдаю
- Родной обычай старины:
- На волю птичку выпускаю
- При светлом празднике весны.
- Я стал доступен утешенью;
- За что на Бога мне роптать,
- Когда хоть одному творенью
- Я мог свободу даровать!
С ритмическими ударениями это стихотворение будет выглядеть так:
- В чужбИне свЯто нАблюдАю
- РоднОй обЫчай стАринЫ:
- На вОлю птИчку вЫпускАю
- При свЕтлом прАздникЕ веснЫ.
- Я стАл достУпен УтешЕнью;
- За чтО на БОга мнЕ роптАть,
- КогдА хоть ОдномУ творЕнью
- Я мОг свобОду дАровАть!
А если «смешать» все слова в кучу и потом расставить пробелы заново (но не с точки зрения смысла каждого отдельного слова, а пытаясь отразить, как мы читаем это стихотворение), получится вот что:
- ВчужбИ несвЯ тонА блюдА ю
- РоднОй обЫ чайстА ринЫ:
- НавО люптИч кувЫ пускА ю
- ПрисвЕт ломпрАзд никЕ веснЫ.
- ЯстАл достУ пенУ тешЕнь ю;
- ЗачтО набО гамнЕ роптАть,
- КогдА хотьО дномУ творЕнь ю
- ЯмОг свобО дудА ровАть!
Отразить это в виде схемы можно следующим образом:
- -´ -´ -´ -´ -
- -´ -´ -´ -´
- -´ -´ -´ -´ -
- -´ -´ -´ -´…
Из этого следует, что размер стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» — четырёхстопный ямб.
Как определить стихотворный размер
Распознать стихотворный размер бывает непросто. Если вы стихотворение покрутили-повертели, но в ответе сомневаетесь, попробуйте один из следующих способов:
- •прочитайте стихотворение вслух, причём очень громко, как будто это футбольная кричалка, — тогда ударные слоги с большей вероятностью «встанут» на свои места;
- •не ограничивайтесь одной, двумя или даже четырьмя строчками. Если стихотворение длинное и определить размер с начала никак не получается, попробуйте, наоборот, зайти с конца;
- •выпишите несколько строчек из стихотворения, которое вы разбираете, и «нарисуйте» над ними схемы, характерные для хорея, ямба, дактиля и так далее, как показано выше, — а потом прочитайте все варианты вслух. Произносите слоги, над которыми поставлены ударения, особенно громко. Перебирайте варианты, пока не найдёте тот, который звучит понятнее и красивее остальных;
- •определив размер, проверьте себя и «подставьте» в качестве продолжения другое стихотворение, размер которого вы точно знаете.
Например, детский стишок Агнии Барто «Я шёл по улице пешком...» можно продолжить строками из «Евгения Онегина». С точки зрения смысла получится полная ерунда, а вот ритмический рисунок сильно не изменится, потому что оба произведения написаны четырёхстопным ямбом:
- Я шёл по улице пешком
- и повстречался со щенком.
- И неизвестно почему,
- я вдруг понравился ему…
- Его пример другим наука;
- Но, боже мой, какая скука
- С больным сидеть и день и ночь,
- Не отходя ни шагу прочь!
А вот два совершенно разных стихотворения, которых без стыка объединяет четырехстопный амфибрахий:
Однажды в студеную зимнюю пору
Сижу за решеткой в темнице сырой...
Если ни один из способов не сработал, проверьте ещё разок: может, перед вами вовсе не силлабо-тоническое стихотворение?