28.08.2023
Литературные премии

Красоты Байкала, прятки с бабушкой и тонкости межнационального общения

Шорт-лист Национальной премии в области детской и подростковой литературы. Обзор номинации «Лучшая иллюстрированная книга для детей и подростков»

Текст: Михаил Визель

Произведения для обзора представлены Российской государственной детской библиотекой, на которую возложены функции дирекции премии.

Выделение в Национальной детской литературной премии отдельной категории "лучшая иллюстрированная книга" кажется, с одной стороны, избыточным, потому что невозможно представить себе неиллюстрированную детскую книгу, но с другой - совершенно необходимым: художников книги тоже можно и нужно награждать!

Итак, посмотрим, что это за пять книг, номинаторы которых решили подчеркнуть именно визуальный, а не текстуальный аспект.

Карде Игорь. "Тюпочка"

  • Художник: Дарья Никифорова
  • М.: Кирюша, 2022 — 48 с.

Что называется — добрая книга. Видно, что автор искренне любит братьев наших меньших, о которых пишет — и рыжего котяру-мышелова, и лохматого бобтейла, и крохотного пекинеса - клочок шести с глазами, и важных гусей, и драчливого петуха. Но в первую очередь, разумеется, свою ненаглядную таксу — сосиску Тюпу, всегда клянчащую что-нибудь вкусненькое.

Рассказы о животных всегда приятно писать и иллюстрировать. Да и читать тоже приятно, взрослым и детям, и взрослым — детям. Но, прямо скажем, небольшая эта книга вполне проходная, среднего профессионального уровня — и по содержанию, и по визуальному ряду, и по верстке (которой очень не хватает "воздуха"). Прочитал, поумилялся — передай другому. Присутствие в ее в шорт-листе национальной премии кажется избыточным. Всё равно что притащить милую домашнюю Тюпу на собачью выставку.


Аня и Варя Кендель, Ольга Патрушева. "Смотри: Байкал! Книга-путешествие"

  • М.: Самокат, 2023. — 48 с.

Инновационный "Самокат" с успехом продолжает колею "книг-путешествий", заложенную чрезвычайно успешными "Транссиб: поезд отправляется!" и "Рынками мира". Причем, что особенно ценно, метод перерос создателя: за визуальную сторону на сей раз отвечает не Анна Десницкая, занятая другими проектами, а дуэт сестер Кендель. Ну а "либретто" составила Ольга Патрушева, "Самокату" далеко не чужая.

Собственно, содержание книги понятно из ее названия: это подробнейшее путешествие вокруг озера — городсти России, с описанием его достопримечательностей, животного и растительного мира, ландшафтов, КБЖД (Кругобайкальской железной дороги) и БАМа. Спусков на "Мире" и даже глубоководного нейтринного телескопа. А поскольку партнером "Самоката" выступил фонд "Озеро Байкал", в книге большое место отводится охране озера от промышленных загрязнений и безответственных туристов-"дикарей". Получалась "сытная" книга - отчасти виммельбух, отчасти атлас, отчасти справочник, отчасти альбом. Чего в ней не хватает - так это собственно художественности. Но авторы перед собой такую задачу, очевидно, и не ставили.

Тамара Михеева. "Прятки"

  • Художник: Елизавета Третьякова
  • Ростов-на-Дону: Феникс, 2023. — 40 с.

Бабушки любят своих внуков, балуют их и учат простым житейским премудростям, пока родители заняты своими большими делами и карьерами. Но случается и так, что бабушки уходят раньше, чем внуки могут осознать, куда они ушли. Именно такая грустная, но нередкая ситуация описана в этой книге. Но ее героиня, девочка Лика, сообразила - ну конечно, любимая бабушка снова играет с ней в прятки! Только на сей раз она прячется хитрее. Листва шепчет ее голосом, трава мягка, как ее руки, новорожденная сестренка улыбается бабушкиной улыбкой.

Елизавета Третьякова - один из тех современных иллюстраторов, чья оригинальная рука узнается буквально с двух штрихов. Она отрисовала эту жизненную и в то же время аллегорическую историю в свой знакомой манере и с большим тактом. Можно поздравить ростовское издательство с удачным приобретением в свой каталог.

Александра Агафонова. "Сказочный Таймыр"

  • Художник: Ксения Воронова
  • М.: PressPass, 2022. — 116 с.

Эта книга - уже третья в серии «Сказочный Север», выпускаемой, что интересно, отнюдь не издательством, а коммуникационным агентством широкого профиля - от PR до настольных игр и цифрового контента. Немудрено, что автор книги Александра Агафонова самопрезентуется в ней как "немного автор, немного редактор". И действительно: книга составлена из обработок легенд народов Таймыра, скрепленных немудрящей историей про двух мальчиков-попаданцев, перенесшихся из этнографического музея в мифологическую тундру. Универсальность издателей отразилась и на мультимедийности содержания: некоторые сказки продублированы на оригинальных языках и даже снабжены qr-кодами, позволяющими услышать, как эти языки звучат.

Перед Ксенией Вороновой стояла нелегкая задача увязать весь этот качественный, но разнородный контент в единый макет, да еще и придумать оригинальный стиль, инкорпорирующий своеобычную культуру народов Севера. И, в общем, она с ней справилась если не на пятерку, то на 4+. Уместность использованной техники рисования цветными карандашами небесспорна, но кропотливость работы заслуживает уважения.

Аделия Амраева. "Я — король?"

  • Художник Полина Ерофеева
  • М.: КомпасГид, 2023. — 88 с.

"КомпасГиду" не привыкать к сложным темам. Вот и эта не из легких. Дети - герои пятерых составляющих эту книгу историй - чужаки или, хуже того, полукровки. Это только в саге про Гарри Поттера "полукровка" выглядит круто, а в жизни это и звучит обидно, и доставляет множество хлопот. Мама - казашка, папа - кореец; папа - уйгур, мама - русская; семья - дунганцы, а все соседи - казахи. Родители - славяне, а приемная дочь - азиатка.

Вынося сейчас за скобки то, как решены эти непростые темы в текстах, скажем, что визуально они решены просто блестяще. Петербургская художница ясно обозначает важную для повествования разность фенотипов героев, не прибегая при этом к гротеску, шаржу и стереотипам. Не говоря уж о таких обязательных в хорошей детской книге вещах, как динамика рисунка, гармоничные цвета, уравновешенная верстка и подходящий шрифт. Если выбирать одного победителя в этой категории - то это книга Амраевой и Ерофеевой.