![](https://glstatic.rg.ru/crop150x150/uploads/images/2023/08/23/ke8a5375_crop_80a.jpg)
Текст: Михаил Визель
Поэзия для подростков — это материя совсем иная, чем поэзия для детей, которую мы рассматривали в прошлый раз. И материя, прямо скажем, такая же зыбкая и двойственная, как ее предполагаемые адресаты - читатели в возрасте 12-17 лет (так определяет подростков Положение премии). С одной стороны, телесно, они уже вполне взрослые; и взрослые гормоны, щедро впрыскиваемые созревшими железами в их тела, заставляют испытывать всю гамму взрослых чувств - страстную любовь, жгучую ревность, опустошающее одиночество и т.д. С другой - уровень осмысления происходящего и ответственности за него у них еще детский. Да и кругозор еще довольно ограничен — несмотря на весь интернет. Но зато есть страстное желание его расширить — порою не самыми безопасными для себя и окружающих способами. Итак, что же может предложить Национальная премия этой, самой сложной категории читателей?
Произведения для обзора представлены Российской государственной детской библиотекой, на которую возложены функции дирекции премии
![](https://glstatic.rg.ru/crop150x150/uploads/images/2023/08/24/kristina-strelnikova-7_37f.jpg)
Кристина Стрельникова. "Про Нину Палну"
- Журнал "Школьный вестник" 3/2023, стр. 76-89
Кристина Стрельникова — опытный автор, призер многочисленных конкурсов. А ее номинация — единственная среди финалистов не книжная, а журнальная публикация — цикл коротких ироничных стихотворений о классной руководительнице-русичке и ее тридцати подопечных старшеклассниках.
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2023/08/24/shkolnyy-vestnik_9d8.jpg)
Школьные будни описаны, безусловно, со знанием дела, выдающим богатый личный опыт, с мягким юмором и без желания подладиться под подростков — зато с явной интенцией продемонстрировать: "Нина Пална" — тоже человек, женщина и профессионал, которая много и тяжело работает.... и очень любит своих "дворников". До такой степени, что готова принести из дома тридцать одеял и устроить, по крайней мере поэтически, вместо контрольной тихий час - потому что она видела, что накануне они до двух часов ночи обсуждали эту самую контрольную в классном чате. Получилось мило и задорно, но всё-таки это скорее побочная зарисовка, чем претендент на звание лучшего поэтического произведения.
- Встали. Сели. Ручки взяли.
- — Что сидим? — Забыл тетрадь.
- — Остальные записали?
- Кто не тянет на медали —
- Могут дворниками стать.
- — Повторяю! Запишите.
- — Я не знаю, что писать!
- — Нина Пална, повторите.
- — Нина Пална, можно выйти?
- — Можно дворниками стать?
А основные премиальные амбиции, если здесь это выражение уместно, Кристины Стрельниковой — в категории "Проза для детей". Кстати, этот автор — единственный, вошедший в шорт-лист по двум категориям.
Ирина Ермакова. "Медное зеркало" | Сергей Бирюков. "Универсум. Стихи, композиции, визуалы, микродрамы" |
М.: ОГИ, 2023. - 496 с. | М.: Б.С.Г.-пресс, 2022. - 400 с. |
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2023/08/26/biryukov-ermakova_4bc.jpg)
Эти две книги объединены в нашем обзоре вместе, потому что у них, на наш взгляд, много общего. Это толстые и основательные собрания сочинений двух зрелых современных поэтов. Правда, совершенно разных. Сергей Бирюков — неистовый авангардист-заумник, постоянно сдвигающий и расширяющий возможности русского языка и выламывающийся за границы привычных медиа. Что ж, действительно, его радикальный максималистский подход, эдакий литературный панк, если когда и может "зайти", то именно в подростковом возрасте. Так что эта номинация вопросов не вызывает.
Со второй книгой дело обстоит сложнее. В "Медном зеркале", как гласит подзаголовок, собраны стихотворения 1987—2020 годов. То есть, как без стеснения подсказывает аннотация — с 56-летнего возраста автора.
Ирина Ермакова, безусловно, — прекрасная поэтесса, погружение в ее спокойную и тонкую поэзию прекрасно и прямо-таки целительно в любом возрасте. Но смогут ли это оценить подростки? Конечно, всякое возрастное деление условно. Русские отроки и отроковицы уже свыше ста лет зачитываются "Вечерним альбомом" и "Романтическими цветами", хотя, разумеется, никому не придет в голову выделять великих поэтов Цветаеву и Гумилева в какую-то отдельную подростковую категорию. Но всё-таки невозможно скидывать со счетов, что когда эти сборники вышли, их авторы, навсегда вошедшие в русскую литературу, сами были еще очень молодыми людьми. Что по этим сборникам хорошо заметно. Не по качеству, а по выбору тем, подходам, общей эмоциональной приподнятости.
"Медное зеркало" — это поэтические размышления и рефлексии взрослого, мудрого, много пережившего человека. Включение его в подростковую номинацию детской премии остро ставит вопрос: а что это вообще такое, подростковая поэзия?
Стефания Данилова. "Необъявленная весна" | Виктория Миловидова. "Другой берег" |
Таганрог: Нюанс, 2022. - 50 с. | Санкт-Петербург, 2022. - 99 с. |
![](https://glstatic.rg.ru/uploads/images/2023/08/26/danilova-milovidova_07e.jpg)
Еще две типологически схожие номинации: тоненькие авторские сборники двух молодых, но уже известных поэтесс, успешно реализующихся в других гуманитарных ипостасях. Стефания - культуртрегер и организатор поэтических процессов, Виктория - коуч, переводчик и редактор. И ведет телеграм-канал "Много свиста от лингвиста".
При этом поэзия Миловидовой традиционно девичья в лучшем смысле слова. Это поэзия не-свиданий и не-поцелуев, случайных встреч и редких прикосновений ("и не краснеть удушливой волной, слегка соприкоснувшись рукавами..."), отчаянных и безнадежных признаний.
- Я помню время, когда пришел ты,
- Все начиналось довольно просто —
- Твоя ладонь показалась шелком
- На бедрах девочки-переростка.
- Твои слова начиняли душу,
- Я в них тонула, как в океане.
- Хотелось просто сидеть и слушать,
- Как новый день коротит в кармане.
- Как Фрэнк Синатра поет о Боге,
- Как свет целует родные лица,
- И я хочу рассказать о многом,
- Но мне приятней с тобой молчится.
- <...>
Такая камерная поэзия, поэзия нежного возраста, шепчущая "о своем, о девичьем", существует со времен Сафо и никуда не исчезнет, покуда полностью не сотрется понятие гендера - да и тогда, наверно, извернется и сохранится.
Стефания Данилова - поэт эстрадный; опять-таки, в лучшем смысле слова. Она старается уловить "нерв времени" и выразить его так, чтобы войти в резонанс со своей немалой аудиторией. Немудрено, что в свою книгу 2022 года она собрала написанные за последние годы тексты, посвященные переживаемой нами всеми трагедии - так, как она ее осознает и чувствует.
- Когда две половинки одного мира стали тереться
- друг об друга, создавая скрежет и гул,
- я зачем-то опять распахнула сердце
- для всех, кто меня обманул.
- Как слониха слонят, я злобу в себе носила,
- мечтая втоптать их в грязь и размазать по стенке шпателем.
- Но в какой-то момент злиться стало невыносимо
- на обидчиков школьных, бывших, друзей-предателей.
- Ибо происходящее — великий урок любви,
- беспощадной, немыслимой, грандиозной,
- в ее словаре нет понятия «неликвид»
- или «поздно».
- <...>
Броско, площадно? Безусловно. Молодежно? Вероятно; судя по аудитории Стефании Даниловой - весьма вероятно.
Что из всего этого больше соответствует представлению жюри о том, чтò есть подростковая поэзия? Мы узнаем об этом 30 августа.