САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

От школьных хроник до поэтического авангарда

Шорт-лист Национальной премии в области детской и подростковой литературы. Обзор номинации «Лучшее поэтическое произведение для подростков»

Текст: Михаил Визель

Поэзия для подростков — это материя совсем иная, чем поэзия для детей, которую мы рассматривали в прошлый раз. И материя, прямо скажем, такая же зыбкая и двойственная, как ее предполагаемые адресаты - читатели в возрасте 12-17 лет (так определяет подростков Положение премии). С одной стороны, телесно, они уже вполне взрослые; и взрослые гормоны, щедро впрыскиваемые созревшими железами в их тела, заставляют испытывать всю гамму взрослых чувств - страстную любовь, жгучую ревность, опустошающее одиночество и т.д. С другой - уровень осмысления происходящего и ответственности за него у них еще детский. Да и кругозор еще довольно ограничен — несмотря на весь интернет. Но зато есть страстное желание его расширить — порою не самыми безопасными для себя и окружающих способами. Итак, что же может предложить Национальная премия этой, самой сложной категории читателей?

Произведения для обзора представлены Российской государственной детской библиотекой, на которую возложены функции дирекции премии

Кристина Стрельникова. "Про Нину Палну"

  • Журнал "Школьный вестник" 3/2023, стр. 76-89

Кристина Стрельникова — опытный автор, призер многочисленных конкурсов. А ее номинация — единственная среди финалистов не книжная, а журнальная публикация — цикл коротких ироничных стихотворений о классной руководительнице-русичке и ее тридцати подопечных старшеклассниках.

Школьные будни описаны, безусловно, со знанием дела, выдающим богатый личный опыт, с мягким юмором и без желания подладиться под подростков — зато с явной интенцией продемонстрировать: "Нина Пална" — тоже человек, женщина и профессионал, которая много и тяжело работает.... и очень любит своих "дворников". До такой степени, что готова принести из дома тридцать одеял и устроить, по крайней мере поэтически, вместо контрольной тихий час - потому что она видела, что накануне они до двух часов ночи обсуждали эту самую контрольную в классном чате. Получилось мило и задорно, но всё-таки это скорее побочная зарисовка, чем претендент на звание лучшего поэтического произведения.

  • Встали. Сели. Ручки взяли.
  • — Что сидим? — Забыл тетрадь.
  • — Остальные записали?
  • Кто не тянет на медали —
  • Могут дворниками стать.

  • — Повторяю! Запишите.
  • — Я не знаю, что писать!
  • — Нина Пална, повторите.
  • — Нина Пална, можно выйти?
  • — Можно дворниками стать?

А основные премиальные амбиции, если здесь это выражение уместно, Кристины Стрельниковой — в категории "Проза для детей". Кстати, этот автор — единственный, вошедший в шорт-лист по двум категориям.

Ирина Ермакова. "Медное зеркало"Сергей Бирюков. "Универсум. Стихи, композиции, визуалы, микродрамы"
М.: ОГИ, 2023. - 496 с.М.: Б.С.Г.-пресс, 2022. - 400 с.


Эти две книги объединены в нашем обзоре вместе, потому что у них, на наш взгляд, много общего. Это толстые и основательные собрания сочинений двух зрелых современных поэтов. Правда, совершенно разных. Сергей Бирюков — неистовый авангардист-заумник, постоянно сдвигающий и расширяющий возможности русского языка и выламывающийся за границы привычных медиа. Что ж, действительно, его радикальный максималистский подход, эдакий литературный панк, если когда и может "зайти", то именно в подростковом возрасте. Так что эта номинация вопросов не вызывает.

Со второй книгой дело обстоит сложнее. В "Медном зеркале", как гласит подзаголовок, собраны стихотворения 1987—2020 годов. То есть, как без стеснения подсказывает аннотация — с 56-летнего возраста автора.

Ирина Ермакова, безусловно, — прекрасная поэтесса, погружение в ее спокойную и тонкую поэзию прекрасно и прямо-таки целительно в любом возрасте. Но смогут ли это оценить подростки? Конечно, всякое возрастное деление условно. Русские отроки и отроковицы уже свыше ста лет зачитываются "Вечерним альбомом" и "Романтическими цветами", хотя, разумеется, никому не придет в голову выделять великих поэтов Цветаеву и Гумилева в какую-то отдельную подростковую категорию. Но всё-таки невозможно скидывать со счетов, что когда эти сборники вышли, их авторы, навсегда вошедшие в русскую литературу, сами были еще очень молодыми людьми. Что по этим сборникам хорошо заметно. Не по качеству, а по выбору тем, подходам, общей эмоциональной приподнятости.

"Медное зеркало" — это поэтические размышления и рефлексии взрослого, мудрого, много пережившего человека. Включение его в подростковую номинацию детской премии остро ставит вопрос: а что это вообще такое, подростковая поэзия?

Стефания Данилова. "Необъявленная весна"Виктория Миловидова. "Другой берег"
Таганрог: Нюанс, 2022. - 50 с.Санкт-Петербург, 2022. - 99 с.


Еще две типологически схожие номинации: тоненькие авторские сборники двух молодых, но уже известных поэтесс, успешно реализующихся в других гуманитарных ипостасях. Стефания - культуртрегер и организатор поэтических процессов, Виктория - коуч, переводчик и редактор. И ведет телеграм-канал "Много свиста от лингвиста".

При этом поэзия Миловидовой традиционно девичья в лучшем смысле слова. Это поэзия не-свиданий и не-поцелуев, случайных встреч и редких прикосновений ("и не краснеть удушливой волной, слегка соприкоснувшись рукавами..."), отчаянных и безнадежных признаний.

  • Я помню время, когда пришел ты,
  • Все начиналось довольно просто —
  • Твоя ладонь показалась шелком
  • На бедрах девочки-переростка.

  • Твои слова начиняли душу,
  • Я в них тонула, как в океане.
  • Хотелось просто сидеть и слушать,
  • Как новый день коротит в кармане.

  • Как Фрэнк Синатра поет о Боге,
  • Как свет целует родные лица,
  • И я хочу рассказать о многом,
  • Но мне приятней с тобой молчится.
  • <...>

Такая камерная поэзия, поэзия нежного возраста, шепчущая "о своем, о девичьем", существует со времен Сафо и никуда не исчезнет, покуда полностью не сотрется понятие гендера - да и тогда, наверно, извернется и сохранится.

Стефания Данилова - поэт эстрадный; опять-таки, в лучшем смысле слова. Она старается уловить "нерв времени" и выразить его так, чтобы войти в резонанс со своей немалой аудиторией. Немудрено, что в свою книгу 2022 года она собрала написанные за последние годы тексты, посвященные переживаемой нами всеми трагедии - так, как она ее осознает и чувствует.

  • Когда две половинки одного мира стали тереться
  • друг об друга, создавая скрежет и гул,
  • я зачем-то опять распахнула сердце
  • для всех, кто меня обманул.

  • Как слониха слонят, я злобу в себе носила,
  • мечтая втоптать их в грязь и размазать по стенке шпателем.
  • Но в какой-то момент злиться стало невыносимо
  • на обидчиков школьных, бывших, друзей-предателей.

  • Ибо происходящее — великий урок любви,
  • беспощадной, немыслимой, грандиозной,
  • в ее словаре нет понятия «неликвид»
  • или «поздно».
  • <...>

Броско, площадно? Безусловно. Молодежно? Вероятно; судя по аудитории Стефании Даниловой - весьма вероятно.

Что из всего этого больше соответствует представлению жюри о том, чтò есть подростковая поэзия? Мы узнаем об этом 30 августа.