САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Проза для детей»: Разводы, шкоды и немного мистики

Обзор шорт-листа номинации «Проза для детей» Национальной премии в области детской и подростковой литературы

В начале августа Совет экспертов новоучрежденной Национальной премии в области детской и подростковой литературы огласил Короткий список 2023 года. Финалисты были названы по семи номинациям. Одна из них – почетная, «За вклад в развитие детской литературы», другая – издательская, «Лучший издательский проект для детей и подростков», а остальные пять – «авторские»: «Лучшее прозаическое произведение для детей», «Лучшее прозаическое произведение для подростков», «Лучшее поэтическое произведение для детей», «Лучшее поэтическое произведение для подростков», «Лучшая иллюстрированная книга для детей и подростков».

«Год Литературы» счел своим долгом ознакомить читателей с произведениями, вошедшими в «авторские» шорт-листы. И начнем мы, естественно, с самой очевидной категории.

Произведения для обзора представлены Российской государственной детскую библиотекой, на которую возложены функции дирекции премии.

Текст: Ольга Лапенкова

В шорт-листе Национальной премии в номинации «Проза для детей» оказались работы пяти писательниц, чьи труды уже не раз были отмечены разнообразными регалиями. Анастасия Орлова, наиболее известная как автор серии книжек «Грузовик и прицеп», из них самая маститая. А ещё, помимо множества наград и объёмной библиографии, у Анастасии есть аж целый свой издательский дом. Но и остальным есть чем похвастаться.

Ольга Серова — победительница совместного конкурса Союза детских писателей и издательства «Лайвбук» (собственно, именно благодаря этому конкурсу и увидела свет её повесть «Между Северной и Южной», которая теперь претендует на ещё одну премию). Екатерина Шелеметьева — лауреат конкурсов «Хрустальный родник», «Золотой Витязь» и «Берег детства». Нина Павлова — победительница конкурса «Валины сказки», лауреат «Новой сказки» и «Золотого пера Руси». И, наконец, Кристина Стрельникова — лауреат Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина и премии им. Самуила Маршака. В общем, случайных имён нет, всё серьёзно.

Но одно дело — послужные списки, другое — сами произведения: неудачи бывают даже у виртуозов. И надо признать, что «удельный вес» книг, вошедших в Короткий список, прилично отличается.

Анастасия Орлова. «Грузовик, а где прицеп?»

М.: РОСМЭН, 2022. — 48 с.

Ещё одна история о закадычных друзьях — Грузовике и Прицепе — в этот раз оказалась детективом. По пути с работы неразлучная парочка сталкивается со сломанным рефрижератором, который не успевает доставить мороженое детям, а именно они и являются целевой аудиторией серии, хотя вряд ли читают обзоры, но мало ли...

Задумав книжку «Грузовик, а где прицеп?», Анастасия Орлова не изменила своим принципам. История у неё получилась — в хорошем смысле слова — незатейливая: лёгкая, динамичная и поучительная. Всё на месте, в том числе фирменные иллюстрации Ольги Демидовой. Но заслуживает ли эта крепко сбитая работа Национальной премии?


Ольга Серова. «Между Северной и Южной»

М.: Лайвбук, 2023. — 228 с.

Следующая книга в шорт-листе оказывается намного «серьёзнее». Здесь главные герои — не симпатичные человекопоподобные машинки, у которых всё всегда заканчивается хорошо, а самые настоящие люди: наши, так сказать, современники. И проблемы у них нешуточные. Главный герой — десятилетний Миша Лисичкин, он же Миха, он же Мишука — тяжело переживает развод родителей. Несмотря на то, что папа с мамой расстались три года назад, мальчик так и не привык к новым реалиям. По будням Мишука живёт у мамы на улице Северная, а выходные проводит у отца на Южной. И не перестаёт задаваться вопросом: как сделать так, чтобы родители помирились и всё стало как прежде?

Тему Ольга Серова выбрала, мягко говоря, непростую. С одной стороны, про жизнь ребёнка в неполной семье сказано уже столько, что надо о-о-очень постараться, чтобы получилось нечто особенное. С другой стороны, любое размышление на тему психотравм требует особенно тщательной проработки характеров (пусть даже повесть написана от первого лица и главный герой в силу возраста не знает всей ситуации, как в блистательной повести Анны Красильщик «Давай поедем в Уналашку»).

И обе задачи Ольга Серова, в общем-то, решила, но не сказать, что на «отлично». Если говорить об оригинальности, писательница сделала ставку на юмор и описала множество похождений Мишкиной компашки — команды «Мафия». Но их добрые дела блекнут перед подвигами тимуровцев, и в том числе потому, что характеры ребят (как и большинства других персонажей) толком не прописаны. Вот прошла уже половина книги, а мы, читатели, по-прежнему путаем Макара со Славкой, без особого энтузиазма узнаём тайну пожилого соседа Анатолия Лукьяновича, а главное — так и не понимаем, почему развелись Мишкины родители. И как так вышло, что ребёнок не замечал, как папа с мамой всё больше отдаляются друг от друга.

Может быть, Ольге Серовой стоило написать две разные книги? Одну — про весёлые похождения неприлично воспитанных школьников и вторую — про то, есть ли жизнь после развода родителей.

Екатерина Шелеметьева. «Когда срастаются деревья»

М.: Аквилегия-М, 2023. — 192 с.

Главная героиня следующей книги — тихая, зашуганная Таня — сталкивается с той же проблемой, что и Миша Лисичкин из повести «Между Северной и Южной». Оба ребёнка растут в неполных семьях, а потом ещё и наблюдают, как кто-то из родителей обзаводится новой пассией: кошмар!

Вот только у Миши «предателем» оказывается отец, к которому можно просто не приезжать, если нет настроения, — и никто тебя не отругает. А вот Таня из повести Шелеметьевой никуда не может скрыться от нового «родственника», дяди Юры. А отчим мало того, что вообще появился в маминой жизни, так ещё и купил квартиру на другом конце города… И ладно бы один переезд, так нет: из-за дяди Юры девочка с мамой постоянно кочуют. В какой-то момент отчим даже решает перевезти семью в Германию!

В повести Шелеметьевой, как и в работе Ольги Серовой, тоже хватает доброго юмора и рассказов о детских шалостях. И всё-таки в первую очередь это глубокая, трогательная, а местами неподдельно страшная повесть о девочке, которая отчиму, читай – чужому человеку, оказалась нужнее, чем собственной маме. Повесть «цепляет» ещё и тем, что в каждой главе Таня может сломаться под грузом совсем не детских проблем. Однако этого не происходит. И мы краем глаза успеваем увидеть, какой стала взрослая Таня — и как трепетно она воспитывает собственную дочку Женю, которая, кстати, оказывается куда более проблемным ребёнком. Так что повесть «Когда срастаются деревья» можно было бы смело назвать фаворитом — если бы не следующая книга из шорт-листа.

Нина Павлова. «Первая четверть. Записки первоклашки»

М.: Архипелаг, 2023. — 128 с.

Небольшая книжка Нины Павловой совершенно не похожа на творения Серовой и Шелеметьевой. Никакой психологии и сложных социальных проблем здесь нет: никто не разводится и не переезжает, не болеет и не ругается с родителями. Строго говоря, «Первая четверть» — это сборник забавных историй о новоиспечённых первоклашках, только без особой морали. Нечто среднее между «Денискиными рассказами» и «Вредными советами».

Таких произведений в жанре «сборная солянка», формально объединенной фигурой главного героя, выходит немало: взять хоть изданного в прошлом году «Гошу Куницына», которого придумала Софья Ремез, или «Соню из 7-го Буээ» Алексея Олейникова. Но неугомонные первоклашки Нины Павловой — это что-то особенное. «Первая четверть» — тот случай, когда критику остаётся только развести руками и констатировать, что пересказывать книгу бессмысленно, нужно прочитать самим. Но мы всё-таки попробуем.

Представьте первый класс любой городской школы. Как вы считаете: хорошо, если в этом классе все быстренько передружатся и не будет ни лидеров, ни изгоев? Вроде бы хорошо. Но что, если там окажется много хулиганов? Причём таких, которые вытворяют разную дичь не из стремления кому-то навредить, а просто от переизбытка воображения? Это уже хуже. А теперь представьте класс, куда волею судеб попали отъявленные фантазёры со всего района, да ещё такие, которые друг за друга — горой. Это уже не школьный коллектив, а психическая атака! И пока учителя во главе с Замучем хватаются за голову, а родители умильно улыбаются, глядя на проделки своих чад, читатели — и юные и взрослые — лопаются от хохота. А закрыв книгу, благодарят мироздание, что в их жизни всё как-то, кхем, более цивилизованно.

Кристина Стрельникова. «Мадам Пэн и её крыс»

М.: Время, 2022. — 372 с.

Заключительная работа шорт-листа, хоть и относится к детской литературе, скорее похожа на типичный young adult – с чудаковатыми главными героями, которым приходится вместе спасать мир; опасными приключениями, погонями, драками, чудесными спасениями в последний момент — и душещипательной заключительной сценой, где целые и невредимые персонажи распивают чай, подкалывают друг дружку и обнаруживают, что за этот день/месяц/год (нужное подчеркнуть) они стали настоящей семьёй. И, конечно, на последней странице появляется жирный намёк на продолжение, которое, скорее всего, будет построено по тому же лекалу, что и первая книга.

В славном городе Санкт-Петербурге живёт мадам Пэн, она же Пенелопа Джон Уинтер, она же Пенелопа Джоновна, как её раньше называли ученики. Когда-то мадам Пэн, волей судеб покинувшая Туманный Альбион и оказавшаяся в суровой Mother Russia, преподавала школьникам английский язык. Но сейчас она — обыкновенная пенсионерка, которая часами болтает с лучшей подругой по прозвищу Барбарис и выхаживает бездомных животных. Однако всё меняется, когда мадам Пэн находит на улице беспомощного крысёнка, который оказывается не абы кем, а аристократом в девятьсот десятом поколении… Пенелопа Джоновна и не догадывается, что зверёк специально прибыл в Петербург, чтобы разыскать фамильную драгоценность.

Но мало старушке возни с крысом Мартином, который так и притягивает неприятности. Есть ещё одна проблема: соседский мальчик Гоша, ненавидящий весь мир, а мадам Пэн — в особенности. Гоша то пишет ей на дверях всякие гадости, то оставляет на пороге коробку с пауками. Но что, если виноват не Гоша, а незримая сущность, которая будто бы присосалась к душе мальчишки?

Несмотря на предсказуемость сюжета, книга Кристины Стрельниковой не лишена очарования, и главные герои — что мадам Пэн, что Мартин, что Гоша — определённо вызывают желание встретиться с ними ещё разок. Но хватит ли этого очарования, чтобы принести Кристине Стрельниковой Национальную премию?

Подытожим: из пяти работ, отобранных в финал прозаической категории Национальной детской премии, две посвящены проблемам развода родителей, одна обращена к дошкольникам, одна – к первоклашкам, и в одной присутствует мистический элемент. И все написаны дамами. Похоже, несмотря на всю борьбу с со стереотипами, детство по-прежнему остается женской темой.