САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Проклятый табор, Заручье, Петропавловск-Камчатский

Шорт-лист Национальной премии в области детской и подростковой литературы. Обзор произведений в номинации «Проза для подростков»

Текст: Ольга Лапенкова

Произведения для обзора представлены Российской государственной детскую библиотекой, на которую возложены функции дирекции премии

На прошлой неделе мы обсуждали произведения, представленные в шорт-листе номинации «Проза для детей», — то есть книжки для дошкольников и младших школьников. И столкнулись с тем, что писательницы, все как одна увенчанные лаврами, представили совершенно разные не только по теме, но и по качеству конкурсные работы. Спору нет, все они сделаны профессионально — но два фаворита так и бросаются в глаза.

Про номинацию «Проза для подростков» такого сказать нельзя. Здесь все работы оказались настолько самобытными и эмоциональными, что выбрать победителя будет о-о-очень нелегко. Пожалуй, решающим окажется человеческий фактор — или, простыми словами, вкусовщина.

Если члены жюри питают симпатии к магическому реализму, то главный приз возьмёт либо Юлия Линде, написавшая повесть «Гула Камакри. Легенда о проклятом таборе», либо Лада Кутузова с мистическим триллером «Гиблые воды Заручья». Если же в этом году ценится реализм обыкновенный — тогда поздравим Наталью Шицкую (она участвует в конкурсе со своего рода диптихом – «Пелена» и «Собачелла») или Ирину Данилову, выбравшую для своего творения интригующее название «Платформа 0». А если лучшей книгой выберут опус Светланы Волковой «В Петропавловске-Камчатском полночь», это будет здравым компромиссом, ведь главный вопрос этой работы восходит к едва ли не к античным трагедиям: человек волен сам выбирать свой путь — или мы не в силах тягаться с зубастой Судьбой?

Итак, разберём по порядку.

1. Юлия Линде. «Гула Камакри. Легенда о проклятом таборе»

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 160 с.

На магический реализм современного разлива, особенно если речь идёт о книгах для подростков, многие смотрят свысока. Мол, разве сложно штамповать такие произведения целыми сериями? Придумайте героя не от мира сего — очередного «избранного», с младенчества не похожего на других, — а потом нашпигуйте книгу всеми чудесами, которые только в голову придут. Если хочется сделать ставку на женскую аудиторию, добавьте романтическую линию… И шедевр готов!

На самом деле всё, конечно, совсем не так, и «Гула Камакри. Легенда о проклятом таборе» — яркое тому доказательство. Вроде бы все ингредиенты будущего маркетологического «шедевра» на месте. Главная героиня Анна — сирота, которую отдали в детдом вместе с удивительным наследством: легендарным золотом, некогда принадлежавшим цыганской королеве (? – нам как-то более привычны цыганские бароны. – Ред.). Приёмные родители Анны — самые заурядные люди – которым, впрочем, как мы видим, хватило непредвзятости удочерить цыганку. У Анны имеется недоступный возлюбленный — и лучший друг Рамиль, застрявший во френдзоне: именно закадычный товарищ якобы и пишет книгу о её приключениях. И, конечно же, у девушки есть тайная миссия, настолько же важная, насколько и опасная. И вроде бы досужий читатель должен отложить эту книгу, прочитав страниц двадцать, но…

…но откладывать её не хочется, и почему — загадка не меньшая, чем та, которую предстоит Анне решить в плену у злобных нивашей. Может, дело в том, что главная героиня — в отличие от сотен других попаданцев — не проводит полкниги в размышлениях на тему «Не мерещится ли мне всё это», а сразу чувствует себя в потустороннем мире как рыба в воде (хотя и совершает досадные ошибки). Может, в том, что цыганский фольклор завораживает сам по себе. А может, в том, что «потусторонние» переживания Анны не менее интересны, чем её проблемы родом из реального мира. В общем, повесть у Юлии Линде получилась гармоничная, — хотя финал мог быть более убедительным.

Наталья Шицкая. «Пелена. Собачелла»

М.: Время, 2022. — 244 с.

Наталья Шицкая берёт не только качеством, но и количеством работ — и представляет на суд читателя две повести, написанные как бы в одной тональности, но посвящённые разным вопросам.

На главного героя повести «Пелена», восьмилетнего Даню Скворцова, свалились все беды мира. Мало того, что из-за проблем со здоровьем ему приходится уйти в новую школу — и, соответственно, обзавестись там новыми друзьями и недругами, — так ещё и в собственной семье творится не пойми что: альянс бабушки, папы, мамы и старшей сестры распадается на глазах. А центральный персонаж «Собачеллы» — взрослый уже дяденька, семьянин, владелец приюта для бездомных собак — никак не может отделаться от драматичных воспоминаний родом из школьных и студенческих лет. Да, в общем-то, и не хочет, потому что те события его многому научили.

Если Юлия Линде мастерски соблюдает баланс между реальным и мистическим, то Наталья Шицкая — между чернухой и надеждой. Прочитав аннотацию, читатель может всерьёз испугаться, что под обложкой его ждёт «жесть», столь любезная нашим современникам. Эдакая балабановщина-джуниор. Но ничего подобного, работы Натальи Шицкой лишний раз доказывают, что счастье можно найти даже в тёмные времена... и далее по тексту.

Светлана Волкова. «В Петропавловске-Камчатском полночь»

М.: Нигма, 2022. — 128 с.

Вечные вопросы на то и вечные, что ответа на них не найти — ни через сто, ни через тысячу лет. По крайней мере, такого, который бы всех устраивал. Вот и над семьёй главного героя, пятнадцатилетнего Миши Зольникова, тяготеет что-то вроде родового проклятия, совсем как в произведениях античных трагиков, и сделать с этим проклятием ничего нельзя. Или всё-таки можно? Или всё это глупости, а несколько трагедий подряд — это не более чем стечение обстоятельств?

Мужчины из рода Зольниковых либо умирают в расцвете лет, либо, наоборот, живут долго-предолго, но радости им от этого никакой. У Мишиного отца — а ведь ничего не предвещало! — остановилось сердце, и он оставил сиротами главного героя и его крошечного брата. А у двоюродного дедушки Степана с женой всё никак не получались дети. Спустя пятнадцать лет его супруга забеременела, но погибла примерно за месяц до родов. С тех пор дед жил бобылём, а под старость и вовсе ушёл в лесную избу. Эту избу он и завещал Мише — старшему мужчине в роду. Отправляясь из Петербурга в Петропавловск-Камчатский, главный герой и не подозревает, что скоро зубастая Судьба дотянется и до него.

Как и Юлия Линде, Светлана Волкова безукоризненно соблюдает законы жанра, поэтому угадать, чем всё закончится, нетрудно. Но и эту книгу — удивительное дело! — клишированная развязка не портит. Хотя чеховских ружей на первых страницах могло быть и поменьше.

Лада Кутузова. «Гиблые воды Заручья»

М.: Эксмо, 2022. — 320 с.

Ещё одна удачная работа, которая легко могла обернуться провалом, если бы выбранный сюжет принялся разрабатывать автор менее опытный. А здесь удалось многое: и психологические портреты героев, и антураж, и твисты, и отсылки к славянскому фольклору… Возможно, кто-то найдёт повесть Лады Кутузовой чересчур серьёзной, но к тому её обязывает жанр: перед нами мистический триллер, который, как и книга Юлии Линде, превосходит многие сотни рассказов о сталкерах и попаданцах. В том числе, пожалуй, и недавно вышедшую «Болотницу» Татьяны Мастрюковой.

Мир, в котором живёт семнадцатилетний Фёдор, отличается от нашего только одним: неподалёку от его деревни расположена аномальная зона — Зарýчье. В этой зоне, если постараться, можно раздобыть мёртвую воду. Название сказочное, а эффект вполне реальный: это редкое и баснословно дорогое средство может поставить на ноги кого угодно. Вот только Алёне, любимой девушке Фёдора, даже мёртвая вода не помогает. Красавица лежит в коме, и родителям предлагают отключить её от аппаратов. Единственный шанс спасти Алёну — отправиться в Заручье и раздобыть там не мёртвой, а живой воды. Хотя говорят, что всё это сказки. А ещё — не забывают напомнить: кто зашёл в аномальную зону слишком далеко – никто не вернулся.

Как и все предыдущие авторы, Лада Кутузова решает сложнейшую задачу: взять расхожий сюжет — и нарастить на этот фабульный скелет мышцы и кожу. Да так, чтобы юные читатели то вздрагивали от страха, то вздыхали с облегчением. А самые впечатлительные — полночи читали «Ручьи...» с фонариком, а оставшиеся полночи не могли заснуть.

Отдельной похвалы заслуживает финал книги, а точнее, последняя пара абзацев. Лада Кутузова умудряется буквально несколькими предложениями до основания разрушить свой придуманный мир — и «прописать» ему новые законы. Вау-эффект обеспечен.

Ирина Данилова. «Платформа 0»

СПб.: Антология, 2022. — 144 с.

Работа Ирины Даниловой хотя и напоминает повести Шицкой, но кое-чем принципиально отличается и от «Пелены», и от «Собачеллы», и от остальных произведений из шорт-листа. И это «кое-что» — юмор. Нельзя сказать, чтобы остальные писательницы обходились вовсе без шуток. Но Ирина Данилова смешит читателя не переставая — потому что именно этим заняты её герои: одноклассники Ваня и Костик.

Хотя — не совсем так. Одно дело, когда сначала ты смешишь друга, а потом друг смешит тебя. И совсем другое, когда закадычный товарищ так и сыплет розыгрышами, колкостями и невообразимыми сплетнями, а тебе от этого больно, причём иногда в переносном, а иногда и в прямом смысле. Потом, правда, друг извиняется. А на следующий день всё начинается снова… Именно так и ведёт себя самоуверенный Костик, мальчик «не того уровня», чтобы требовать от него безукоризненного поведения. А Ваньке, у которого папа — адвокат, а мама — инженер, вечно приходится выслушивать, что он позорит честь семьи. Но разве близкие люди не должны принимать друг друга такими, какие они есть? Вот и Ванькины родители: вечно орут друг на друга, потом отец запирается в комнате, а мама курит одну за одной. И всё равно они — вместе. Или уже нет?..

Повесть Ирины Даниловой получилась, с одной стороны, замечательно смешной, а с другой — невероятно страшной. И не потому, что ближе к развязке ребята попадают в экстремальную ситуацию. А потому, что это мы, умудрённые опытом читатели, понимаем, насколько несчастен Ванька. А для главного героя всё происходящее — норма…

Описав последнее приключение Вани и Костика, Ирина Данилова делает спорный, отчасти жестокий, но любопытный вывод: дети, в общем-то, лучше взрослых. Хотя бы потому, что они ещё могут что-то переосмыслить — и действительно измениться. Взрослые, в большинстве своём, на это не способны.