Текст: Михаил Визель
Книжные обозреватели не покупают "модные новинки". Их они получают по долгу службы. Конечно, в ветхозаветные времена, последним осколком которых был, вероятно, скончавшийся сегодня Андрей Немзер, подразумевалось, что литературный критик идет в книжную лавку, анонимно закупает всё нужное ему для работы и целый месяц пишет статью. Но с тех пор, как изобрели .pdf, e-mail и пиарщиков, вопрос стал решаться по-другому.
Но обозреватель все равно покупает книг больше, чем среднестатистический читатель. Потому что он действительно их любит. И уж если покупает — то что-нибудь "эдакое", нужное для своих сугубых целей. Вот что купил на non/fictio№ ваш обозреватель на этот раз.
Александр Пушкин. "Стихотворения из "Северных цветов" 1832 года"
М.: Новое издательство, 2016 — 26+416 с.
Перефразируя слова из борхесовской "Книги песка", могу сказать, что в моем доме Пушкина хватает. Но перед этим увесистым томом я не устоял. Не потому, что он репринтно воспроизводит редчайшее из прижизненных изданий Пушкина — 26-страничную брошюрку, "выдернутую" из альманаха, собранного Пушкиным со товарищи в память о его умершем издателе Дельвиге. А потому, что мгновенно ставшие хрестоматийными произведения, в него вошедшие — «Моцарт и Сальери», «Анчар», «Дорожные жалобы», «Эхо», «Делибаш», «Бесы» и четыре «анѳологических эпиграммы» снабжены подробнейшим филологическим комментарием. Так, одному только "Моцарту и Сальери" добросовестнейшим пушкинистом Александром Долининым посвящены здесь 140 страниц — целая книга! У меня давно "есть вопросы" к этому произведению — и надеюсь их наконец если не разрешить, то получить новые аргументы к их самостоятельному разрешению.
Михаил Гаспаров. Собрание сочинений в шести томах
М.: НЛО, 2021—2023
Не будет преувеличением сказать, что сочинения Михаила Леоновича Гаспарова сопровождают меня всю сознательную жизнь — с тех пор, как я в 1993 году купил небольшую книжечку с ошибочным, как я впоследствии узнал, названием "Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях". Тогда я оценил не только эрудицию, но в первую очередь особый сухой юмор Гаспарова, маскирующийся под филологическую беспристрастность. И лишь позже, читая его "сытные" предисловия к античным классикам, предельно внятную историю греко-персидских войн, воистину обескураживающие "переводы-конспекты" и, конечно, уникальные "Записи и выписки", оценил, что значило для него возведение научной добросовестности в этический принцип. Теперь все эти сочинения, охватывающие историю европейской культуры за 2500 лет, сведены у меня на полке в шести больших и очень красивых томах. Кстати, собраний сочинений я тоже не покупал с зимы 1992/93 года — с пятитомника Булгакова и трехтомника Гумилева. Что это — продвинулoсь вперед мое личное время или оборотилось вспять наше общее?
Призраки со всех сторон. Необыкновенная русская фантастическая проза XIX века
Составление, комментарии и предисловие Виталия Бабенко
М.: V–A–C Press, 2023 — 600 с.
Сборник русской фантастики первой половины XIX века — естественно, не жюль-верновско-уэллсовского, а гофмановско-эдгар-пошного (с позволения сказать) толка: не якобы научные изобретения а призраки, духи, сверхъестественные существа и сущности... Составитель — легендарный редактор фантастики, выпустивший тридцать лет назад первую книгу Пелевина, а среди авторов — имена как достаточно известные (по крайней мере, выпускникам Литинститута) — Даль, Булгарин, Вельтман, так и решительно позабытые. Вторые-то, признаться, меня больше всего и интересуют как оригинального сочинителя, в чьих планах — проект из пушкинской эпохи: нужно подобрать язык. Вот, например:
"Фрак на нем был зеленый, под цвет любимого им березинского табаку; с левой стороны болталось у него на длинной золотой цепочке множество колец и печатей с разными сентиментальными и прозаическими надписями; изрядная связка часовых ключиков, в виде настоящего ключа, в виде вазы и т.д.; все это снадобье шумело и гремело ужасно".
Любой редактор подчеркнет мне здесь слово "снадобье" и уверенно заявит, что так сказать нельзя; а я ему (точнее, разумеется, ей) в ответ предъявлю "Отрывок из жизнеописаний Хомкина" Федора Федоровича Корфа. Можно-с!
Рубен Ишханян. "Армения: 110 лет ожидания"
М.: Nouveaux Angles, 2023 — 180 c.
Одной из форточек пресловутого "окна Овертона", начавших громко хлопать в 2020 году и продолживших это занятие с утроенной силой в году 2023-м, стал драматический перелом ситуации вокруг тлеющего конфликта в Арцахе — Нагорном Карабахе. Ереванский писатель, издатель русской литературы и большой друг российских литераторов Рубен Ишханян написал об этом очень личную книгу — историю нескольких поколений своей семьи, неразрывно, как всегда бывает у маленького народа, связанную с историей страны. И издал ее в московском французском издательстве, чье название так и переводится — "новый угол [зрения]". Едва ли это чтение доставит такое острое филологическое наслаждение, как вышеперечисленные; но не филологией единой жив литератор. Впрочем, особенно литератор.
Кориандр, Медина Мирай, Seledka_Na_Dne, Snegg и др. "Комикс-погружение"
М.: АСТ, Mainstream, 2023 — 144 с.
Необычная книга в другом роде: собрание 14 коротких графических черно-белых историй в разных стилистиках о трудностях и проблемах креативных индустрий, от дизайна одежды до кинопроизводства, выпущенная в сотрудничестве с московским АКИ (Агентством креативных индустрий). Мы уже подробно рассказывали об этом проекте — который, признаться, пока что интересен не столько как продукт, сколько как процесс — как попытка построить взаимоинтересное частно-государственное партнерство в области рискованного (в коммерческом смысле) книгоиздания.
Но и, разумеется, сам "продукт" изучу со вниманием — коль скоро сам в производство подобных продуктов вовлечен.