Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
Немногим писателям, даже самым лучшим, удается войти в фольклор, став нарицательными персонажами.
«А кто платить будет, Пушкин?» Жюль Верн , - а не его великие современники и соотечественники Эмиль Золя и Оноре Бальзак,
сумел это сделать. «Ну ты прям Жюль Верн!» - и сразу понятно, чтò говорящий думает о своем собеседнике. Потому что нет такого собеседника, который бы никогда не слышал о «Жюль-Верне» (именно так, не склоняя имя) и не был бы знаком, хотя бы в кинопересказах, с основными его книгами - «20 тысяч лье под водой», «Дети капитан Гранта», «80 дней вокруг света», «15-летний капитан»… и многие другие, подставьте названия сами. Тем более что в последние годы, с появлением технологии 3D, Жюль Верн снова полюбился киношникам - как и сто лет назад, когда Жюль Верн стал первым «адаптируемым» фантастом.
При этом Жюль Габриэль Верн был не первым писателем, который стал вводить в свои произведения элемент «того, чего не может быть». Даже если не брать традиционные арабские сказки про ковер-самолет и русские - про печь-самоходку, достаточно упомянуть, что о путешествиях на Луну до Жюля Верна писали Сирано де Бержерак
(не персонаж пьесы Ростана, а реальный гасконец XVII века) и Рудольф Распе, остров разумных лошадей Свифта уж точно стоит таинственного острова Верна, а грядущие чудеса технической цивилизации горячо интересовали Эдгара По и, скажем, князя Одоевского.
Что отличает сына нантского адвоката (и в свою очередь несостоявшегося юриста) и от русского князя, и от гвардейца-философа - так это скрупулезная, в строгих традициях натуралистической школы XIX века, реалистичность описываемых им технических (и социальных) чудес. «
В воскресенье 24 мая 1863 года мой дядя, профессор Отто Лиденброк, быстрыми шагами подходил к своему домику, номер 19 по Королевской улице - одной из самых старинных улиц древнего квартала Гамбурга. Наша служанка Марта, наверно, подумала, что она запоздала с обедом, так как суп на плите лишь начинал закипать»
. Так буднично начинается один из самых «фантастичных» фантастических романов Жюля Верна - «Путешествие к центру Земли». И чем узнаваемее, реалистичнее начало, тем более затягивают дальнейшие приключения героев, тем заманчивее кажутся их фантастические изобретения. Из первой беседы профессора Аронакса с капитаном Немо у первых читателей романа «20 тысяч лье под водой» в 1870 году могло создаться впечатление, что в постройке подводной яхты, подобной «Наутилусу», нет ничего невозможного. А сколько 15-летних мальчишек, читая детские книги об увлекательных приключениях в дебрях африканских джунглей, чувствовали себя способными занять место Дика Сэнда?
И эта дразнящая, гипнотизирующая, реалистичность фантастичного - ключ к невероятной популярности Жюля Верна. Не сошедшей на нет и тогда, когда большинство «предсказаний» умершего в 1905 году фантаста сбылись (роль алюминия в освоении воздушного пространства, вертолеты, подводные лодки с неограниченной автономностью), а часть оказались сданы в архив (естественный тоннель под Суэцким каналом, возможность попасть на Луну посредством выстрела из гигантской пушки).
Сто лет спустя таких людей стали называть «визионерами». Первые покупатели айфонов были поражены - этот приборчик выглядел так, словно принадлежал миру «Звездных войн»! В чем, если разобраться, нет ничего удивительного - ведь разработчики и дизайнеры компании «Эппл» выросли на киносаге Лукаса и из нее черпали свои представления о будущем. На романах Жюля Верна тоже выросло неисчислимое количество инженеров, путешественников, искателей приключений и изобретателей, начиная с изобретателя «лунных поездов» (то есть многоступенчатой ракеты) Константина Циолковского. И слова «Ну ты прям Жюль Верн!» они воспринимали не с досадой, а с гордостью.