САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Литературному институту – 90

Поздравления нашей редакции для нашей альма-матер

Литературный институт / vk.com/litinstitutru
Литературный институт / vk.com/litinstitutru

Текст: ГодЛитературы.РФ

3 декабря 2023 года Литературному институту им. А.М. Горького исполнилось 90 лет. Именно в декабре 1933 года в стенах вуза впервые прошли занятия. Помнится, Дом Герцена, как еще именуют Лит, фигурирует в романе "Мастер и Маргарита" в качестве Дома Грибоедова. В тексте Булгакова этот дом занимает МАССОЛИТ, который в конце сжигают в адском очищающем пламени после очередной выходки Фагота и Бегемота, а Воланд высказывает надежду, что раз уж "придется строить новое здание", то "остается пожелать, чтобы оно было лучше прежнего".

И оно однозначно стало лучше своего литературного аналога - ведь в нем учились В. Астафьев, Ч. Айтматов, Р. Гамзатов, Е. Долматовский, Н. Рубцов, К. Симонов, Ю. Трифонов, Э. Асадов, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, В. Солоухин, Ю. Бондарев, К. Ваншенкин, Ф. Искандер, Р. Рождественский, Ю. Мориц, В. Белов и многие другие.

Вот и наша редакция, состоящая из пяти человек, в своем составе имеет трех выпускников Литинститута и множество постоянных авторов, уже выпустившихся или еще обучающихся в Лите.


Михаил Визель, выпускник 1998 года (семинар перевода итальянской литературы Е.М. Солоновича), шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ

"Год Литературы" связан с Литературным институтом множеством формальных и неформальных нитей. И это неудивительно. Именно из него пошли все до единой мои литературные связи, часто становящиеся профессиональными.

Между тем само мое поступление в Литинститут - вполне в духе "лихих девяностых". Кто-то из инженеров в 23 года, неожиданно, без всякого фамильного бэкграунда, шел в банкиры, а я вот пошел в писатели. Кому что оказалось ближе. Но, как это ни странно, мой путь оказался ближе к тому, о котором мечтал Горький: не прямо со школьной скамьи, а все-таки хоть немного повидав жизнь и поняв, чтò для тебя в ней важно.

На этом пути было, конечно, много смешного: разговоры о Бертране Расселе и неизбежном Борхесе в институтской столовке над тарелкой щей; строящие ррроковых женщин интеллигентные домашние девочки; судорожное, до отвращения, запихивание в себя огромного количества книг, каждую из которых надо бы смаковать; но, в отличие от предыдущей, инженерской, эта жизнь, без сомнения, была настоящей. Когда я (поначалу - забывшись) произносил борхес, китс или фрипп, не все понимали, но вокруг не образовывалась полынья. Среди нас были парни от сохи и замороченные интеллигенты, тефлонно-чистые создания и тертые калачи обоего полу, аутисты и просто алкоголики, альтруисты и те, кто твердо положил сшить себе из таланта кафтан, но что-то главное у нас было общее. А именно: убеждение, что сочинительство есть вещь самодостаточная. И, глядя на своих "наследников" - в том числе тех, которые приходят к нам в ГодЛитературы на практику, а порой и остаются в качестве сотрудников - я понимаю: несмотря ни на что, это главное остается.

Андрей Мягков, выпускник 2018 г. (семинар прозы О.О. Павлова), литературный критик, редактор портала ГодЛитературы.РФ

В Литинститут я попал во многом случайно - скорее воображал тогда, что буду писать, чем писал. В итоге мне как-то незаслуженно повезло с мастером - Олег Павлов был не самым простым человеком, но он с чудовищной силой вкладывался в своих учеников. Олег Олегович не научил нас писать - это вряд ли выполнимо, - но дал все возможное, чтобы научиться. Как минимум - научиться смотреть вокруг и слышать других; это был невероятно важный человеческий даже, а не писательский опыт.

В Лите вообще много зависит от человеческого - немало есть историй, когда кому-то учеба здесь "ничего не дала". И это нормально - потому что сложится у вас с Литом или нет, зависит от сотни факторов, в том числе исключительно человеческих. Но если сложится - есть риск однажды понять, насколько сильный отпечаток оставил Лит на вас и вашей жизни. Вряд ли какое-то другое место на свете дарит подобные отпечатки - и не то чтобы другие хуже, но очень уж этот своеобычный.

Татьяна Шипилова, выпускница 2020 г. (семинар прозы Е. А. Попова), ныне аспирантка Литинститута, редактор портала ГодЛитературы.РФ

Учеба в Лите была для меня очень осознанным шагом: это мое второе высшее образование, к которому я шла несколько лет учебы в двух предыдущих учебных заведениях (колледж и вуз). Примерно курса со второго я уже понимала, что очень хочу попасть в аспирантуру - и вот я тут.

Годы в Лите - самое лучшее, что случалось со мной в образовательном смысле, даже несмотря на то, что училась я на заочном. Тот, кто хоть раз побывает на парах наших преподавателей, уже никогда не сможет забыть ту интеллектуальную атмосферу, которая царит в этом месте. При этом одним из самых важных моментов для меня оказалось наличие юмора у всех, кто с нами работал. Юмор незаметно стирает границы, делает сам процесс более легким, когда учиться действительно в радость, а не потому что надо.

У меня было три мастера за время обучения в Лите - и у всех я чему-то научилась. У меня были прекрасные однокурсники, с которыми я чувствовала себя наконец-то в своей тусовке, которые понимали меня с полуслова, которым не надо было объяснять, зачем и почему я столько читаю - некоторые читали намного больше меня.

Литинститут - это, в первую очередь, вуз, дающий первоклассное филологическое образование, а не обеспечивающий у студента наличия таланта и гениальных текстов. Кто-то, поступив на прозу, переходит на поэзию, кто-то наоборот. Лит - это вечный поиск себя, и этим он прекрасен. Не все доходят даже до середины, потому что слишком много ждут от вуза, а нужно в первую очередь ждать от себя. Любой вуз дает знания и навыки, все остальное всегда в руках учащегося. Литинститут дает прекрасные знания. Как потом ими распорядится человек - зависит от него самого.

Когда я встречаюсь со своими однокурсниками или выпускниками разных лет, нам всегда хочется поднять бокал и вспомнить лучшее место на земле. И сегодня для этого есть прекрасный повод!

Роксана Найденова, выпускница 2020 г. (семинар поэзии Г. И. Седых), постоянный автор портала ГодЛитературы.РФ:

Я училась в Литературном институте на протяжении пяти лет в 2015-2020 гг., поступив сразу после школы. Это было особенное время, когда я смогла поближе познакомиться с литературной средой и процессом. Литературный институт помогает начинающим авторам войти в литературное сообщество и сделать первые шаги на творческом пути. Здесь они могут не только познакомиться с литературой как предметом, но и увидеть, как создается литература, искусство на практике.

Дарья Орлова, студентка 2 курса (семинар прозы Л. А. Юзефовича), внештатный журналист портала ГодЛитературы.РФ:

Самое важно для меня в Литературном институте - нет рутины. Встаёшь-едешь-учишься-приходишь домой-уроки-спать - рутина, которая убивала меня в период старшей школы. В Лите всегда что-то происходит. По воле преподавателей, студентов, по случайности, но каждый день что-то поджидает тебя в этих стенах, интересное, смешное, а иногда даже страшное.

Педагоги в Литературном институте готовы к разговору, открыты к веселью и некоторой шалости: я ни разу не получала отказа на свои предложения как-то реформировать семинар или разобрать более интересных в данный момент авторов.

Литературный институт, казавшийся на первом курсе лабиринтом из комнат и дверей поместья, остаётся лабиринтом и сейчас. Тем садовым лабиринтом, в который хотелось попасть в детстве, чтобы бродить по нему с утра до ночи и искать приключения. В этом лабиринте бывает тяжёло, иногда кажется, что потерялся окончательно и бесповоротно и никто не хочет прийти на помощь, но а какая сказка без неясностей, непонятности, неизвестности и неприятности? И, как говорила Алиса, попав в Зазеркалье: «Как это все сложно! Но в этом-то и прелесть!»

Эдуард Веркин, писатель, выпускник Высших литературных курсов 2005 г.

Чудесные годы. Вспоминаю с большой теплотой. Нельзя сказать, что молодость, но время было хорошее - много надежд. Повлиял ли Литинститут на творчество и жизнь вообще? Ну разумеется! Литинститут на всех влияет.