САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Комикс-погружение» в творческие профессии

29 ноября публике был представлен бумажный сборник «Комикс-погружение» — первый российский комикс о креативных индустриях

В апреле 2023 года был объявлен список финалистов конкурса рисованных историй «Комикс-погружение». Участники конкурса создавали комиксы, раскрывающие с необычной стороны прикладные и творческие профессии. И вот 29 ноября, накануне открытия non/fiction прошла пресс-конференция, посвящённая выходу бумажного сборника «Комикс-погружение» – первого российского комикса о креативных индустриях. Под яркой обложкой 14 невыдуманных историй о дизайнерах, модельерах, иллюстраторах, редакторах и многих других представителях творческих специальностей. Совместный проект Mainstream.Geeks (АСТ) и Агентства креативных индустрий «Комикс-погружение» объединил темы экономических интересов, профориентации молодёжи, а также развития анимации и киноиндустрии. «Год Литературы» посетил презентацию, чтобы разузнать о том, как «подружить» комиксы с профориентацией и как рисованные истории могут помочь развитию экономики.

Текст и фото: Елизавета Портная

Людмила Цой, исполняющая обязанности заместителя руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, объяснила, почему «Комикс-погружение» – это важный для правительства Москвы проект, развивающий экономическую сферу:

«На самом деле, всё очень просто. В нашем ведомстве находится креативная индустрия. Это новая сфера экономики, которая в других странах чуть подольше развивается, а у нас она помоложе, но те же самые комиксы являются большой неотъемлемой частью этой индустрии. Вы можете это видеть в международном опыте. Такие большие группы компаний, как Warner Bros., Marvel, – это целые мультивселенные, которые начинались с комиксов. Есть идейный вдохновитель Стэн Ли, который в начале XX века начинал рисовать в Америке и в итоге это выросло в суперогромную империю, в первую очередь финансовую. И в данном случае, как бы со стороны ни казалось смешным то, что мы погружаемся в подобные проекты, мы погружаемся в них, потому что они интересны, потому что это в том числе инструмент воспитания… Те авторы, которые к нам пришли, и те истории, которые были рассказаны, они про доброе и вечное. Про дружбу, про стремление, про достижения целей, про то, что будет интересно почитать и посмотреть тем людям, молодым людям в первую очередь, которые мечтают о новых этапах развития для себя. И мы не просто так взяли тему швей. Мы очень плотно взаимодействуем с фэшн-индустрией, легпромом. Там как раз не хватает конкретных специализаций. И мы увидели в комиксах инструмент, в хорошем смысле этого слова, воздействия на молодёжь с точки зрения формирования профессиональных навыков, с точки зрения формирования профессиональных мечт».

Одним из спикеров конференции стал Борислав Володин, директор Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters. Чемпионат помогает молодым людям и подросткам показать себя в разных креативных отраслях: музыке, моде, кино и многих других:

«Если говорить о том [возрасте], когда молодой человек определяется с выбором творческой профессии, то мне кажется, что это происходит в промежуток 14-17 лет, в старших классах школы. Поэтому в этом смысле государство тоже много делает для того, чтобы выявлять наиболее талантливых ребят. Сейчас создают целый комплекс креативных колледжей по всей стране, обсуждается проект создания отдельных креативных классов в средней школе, чтобы ребята могли профилироваться в школе по творческим направлениям. Поэтому мне кажется, что мы должны уделять внимание возрасту 14-17 лет, до того момента, как человек поступает в вуз. Потому что здесь происходит главное принятие решения, которое в чём-то происходит под воздействием родителей, в чём-то под воздействием чего-то ещё, и ребёнок иногда не в состоянии сформулировать решение. Чемпионат ArtMasters проводит чемпионат юниоров 14-17 лет, где мы ежегодно выявляем по сто талантливых ребят по всей стране в 10 компетенциях. И там они показывают не только друг другу, но и родителям и вообще всей аудитории то, что они действительно могут соревноваться уже в этом возрасте со взрослыми профессионалами».

Комикс – это не просто популярное развлечение, а ещё и инструмент, при помощи которого можно не просто рассказать подростку о творческих профессиях, но сделать профориентационный процесс по-настоящему увлекательным. Сергей Рубис, директор департамента художественной литературы издательства АСТ, рассказал о том, какие жанры рисованных историй наиболее популярны у молодых людей и подростков:

«Я бы сказал, что на сегодняшний день это как раз восточные виды графических романов: манга, китайские, корейские вебтуны – они гораздо более популярны, чем классические DC и классические Marvel. Может, потому что мы все повзрослели и перестали их читать». Некоторые истории в сборнике стилем визуального повествования действительно похожи на мангу, однако это не слепое следование «тренду», а скорее отсылка, имеющая значение для повествования. Ещё стоит отметить, что подростковую аудиторию к сборнику может привлечь эксклюзивная глава руманги по популярной книге в жанре young adult «Синтонимы», авторства Медины Мирай.

Подробнее о самом «Комиксе-погружении» рассказал Рафаил Мансуров, креативный продюсер медиагруппы «Красный квадрат». Он состоял в жюри конкурса и принимал непосредственное участие в отборе рисованных историй для будущей экранизации:

«Для нас это очень полезный проект, который помогает в нашем деле. Мы постоянно находимся в поиске и сценаристов, и художников, и авторов, и идей, и книг под экранизацию. Комиксисты в этом смысле для нас ну просто идеальные кандидаты, потому что прорисовка – это серьёзная часть девелопмента, по которому ты понимаешь, каким фильм в дальнейшем будет. Это большая помощь для художника-постановщика, это большая помощь для режиссёра, для продюсеров. Поэтому лично моё мнение, что будущее участие комиксистов – это не заменить кого-то в команде постановщиков, а стать неотъемлемой, новой частью». Также Рафаил Мансуров рассказал, что комиксы в сборник вошли не «индустриальные» (Marvel или отечественный Bubble), а именно авторские комиксы, отличающиеся нестандартной идеей и подачей: «Я для себя больше ищу авторский комикс… Интереснее, наверное, найти эту идею, потому что мы часто приезжаем на Франкфуртскую книжную ярмарку для того, чтобы найти какую-то книгу, по которой сделать анимационный сериал или фильм игровой, документальный – неважно. Точно так же ты находишь в авторском комиксе идею и персонажей, и их художественное воплощение… Это практически такое «сердце» проекта, которое в чистом виде мы получаем». По словам Мансурова, в будущем некоторые истории «Комикса-погружения» могут стать мультфильмами.

В заключение «Год Литературы» задал вопрос художницам, чьи комиксы вошли в сборник: «Если бы вам ещё раз довелось поучаствовать в подобном проекте, о чем бы вы хотели нарисовать историю?»

Екатерина Безрукова (KoDa), автор комиксов о драконах и не только: «Если с этим сборником получится хорошо, было бы интересно увидеть его продолжение, но уже когда за основу будут взяты другие профессии. Например, нарисовать комикс про комиксистов или художников было бы интересно даже самим художникам – рисовать про какие-то подноготные моменты и в целом про сложности этой работы, про то, что быть художником – это сложно».

Наталья Слепнёва, художник-комиксист, преподаватель курса «Комикс» в Киностудии им. М. Горького, а также курса «Манга» в Детской школе дизайна НИУ ВШЭ: «Если в следующем сборнике будут другие профессии, это будет интересный эксперимент, потому что на самом деле, даже внутри самой сферы «Дизайнер» или «дизайнер-художник» много разных ответвлений. Сегодня упоминались, например, кукольники, которые занимаются театром кукол. Есть художники по костюмам или художники по декорациям в театре. Я ни разу не видела комикс про рекламщика, который бы занимался изучением дизайна, рекламы или чего-нибудь такого. То есть, в принципе много разных креативных индустрий, которые мало освещены. И когда ребята приходят в институт, думая: «Ну, поступлю на дизайн». А им говорят: «Вот вам пятнадцать разных направлений дизайна, какое вы хотите?» А они не знают».