21.04.2024
В этот день родились

Сказки о товарище Ленине

Владимир Ильич Ленин был одним из главных героев детской литературы. Истории о нём писали лучшие советские детские писатели, он стал одним из персонажей народного фольклора...

Ленин – один из главных героев детской советской литературы / Фрагмент обложки книги  «Сказки о Ленине» Замостьянова А.А.
Ленин – один из главных героев детской советской литературы / Фрагмент обложки книги «Сказки о Ленине» Замостьянова А.А.

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Кто не помнит, что 22 апреля родился Владимир Ленин? Из тех, кому за 30, помнят все. Да и для молодых сегодня вождь пролетарской революции – одна из самых узнаваемых фигур отечественной истории. Это показывают все социологические опросы. Подчас – вопреки тому, что написано в учебниках.

Одним из главных слов ХХ века было слово «лениниана». Это литературные произведения, кино, картины, посвящённые основателю советского государства. А жемчужиной ленинианы были сказки, рассказы, повести и стихи, обращённые к детям. Ведь именно им предстояло подхватить знамя Ильича и реализовать его заветы, его мечты. Как правило, никто не заставлял читать эти сказки и рассказы. Они увлекали. Ведь жизнь Ленина полна приключений, эмоций, борьбы. Тут трудно остаться равнодушным.

Несколько поколений начинали учиться читать со строк, посвященных Владимиру Ильичу Ленину. Их написала вдова вождя – Надежда Крупская:

  • «В комнате на стене висит портрет.
  • Вася сказал отцу:
  • — Папа, расскажи мне про него.
  • — А ты знаешь, кто это?
  • — Знаю. Это Ленин.
  • — Да, это Владимир Ильич Ленин. Наш любимый, родной, наш вождь.

Ну, слушай. Был я молод. Плохо жилось тогда нам, рабочим. Работа была тяжёлая. Работали мы с утра до поздней ночи, а жили впроголодь. Много нас на заводе работало. Хозяин завода был Данилов. Он не работал. Спины не гнул, а жил он ох как богато!

Откуда всё было у него? Мы на него работали. Он нам за работу платил мало — прямо сказать, грабил нас. На нашем труде наживался. У него завод был, деньги, машины, а у нас ничего, кроме наших рабочих рук, не было.

Вот и приходилось к нему на работу идти. Не только на заводе Данилова так было. Так было и на всех заводах и фабриках.

В деревне крестьянам тоже плохо жилось. У них земли было мало, а у помещиков — много. Крестьяне на помещиков работали. Помещики жили богато, а крестьяне бедно.

Помещики и капиталисты были заодно. Заодно с ними был и самый главный, самый богатый помещик — царь. Он над всеми хозяином был. Такие порядки заводил, которые были хороши только для помещиков и капиталистов. А рабочим и крестьянам от этих порядков было очень трудно жить.

Владимир Ильич Ленин был другом, товарищем рабочих. Он хотел все порядки изменить. Хотел, чтобы все, кто работает, стали жить хорошо. Ленин боролся за рабочее дело.

Ленин стал собирать тех, кто стоял за рабочих. Всё больше их становилось, всё крепче становилась рабочая партия — партия коммунистов».

Суховатый, но дельный политический ликбез, на котором основывались наши представления о родной стране.

В то время Россия была по преимуществу сельской страной. Это касается и других республик СССР. Поэтому огромное значение имел фольклор – сказки и легенды, которые передавались из уст в уста. И Ленина – человека, изменившего ход мировой истории – в них представляли волшебным существом, непобедимым богатырем. Такие сказки присущи всем народам Советского Союза, национальный колорит добавлял им занимательности. Ленинский фольклор изучали и изучают филологи и историки. Это настоящий феномен. Конечно, не все сказки появлялись непосредственно в народной гуще, многие из них сочиняли писатели, филологи – в фольклорном духе. И запускали в народ. Возможно, некоторые истории в сказочном духе покажутся вам несколько наивными. Но это – памятник нашей культуры.

Не менее известными становились и сюжеты, появлявшиеся в книгах, изящно обработанные литературным пером. Гимназист Ульянов, Ленин, обманывающий жандармов, Ленин и печник, Ленин на елке, Ленин на субботнике, Ленин на охоте, Ленин в Горках – все эти сюжеты в советской стране знал каждый ребенок.

Об одном из них поэт Виссарион Саянов писал:

  • Когда в Георгиевском зале
  • Заводят быстрый хоровод
  • И песня счастья рвётся в дали,
  • Я вспоминаю давний год,
  • И снова вижу ёлку в Горках
  • Для деревенских малышей,
  • Старух в тулупах и опорках,
  • Приведших к Ленину детей,
  • Как будто к дедушке родному.
  • Как будто в свой отцовский дом,
  • К нему пленительно живому.
  • Чей шаг в веках мы узнаём.
  • Он был тогда смертельно болен,
  • А всё светился лаской взгляд…
  • Он этой встречей был доволен
  • И звонким, чистым песням рад.
  • Смеялись девочки лукаво
  • И пели песни вперебой,
  • Был Дед Мороз красив на славу —
  • Мальчишка с белой бородой,
  • И всех лесов окрестных ели
  • В сиянье звёздного луча
  • До ночи с завистью глядели
  • На эту ёлку Ильича.
  • На ней горели ярко свечи
  • И розы пышные цвели…
  • А он мечтал в тот давний вечер
  • О счастье всех детей земли.

Писатели, создававшие детскую лениниану, опирались на воспоминания, старались недалеко отступать от фактов. Например, кремлевский курсант Ф. Шаргородский вспоминал: «Я стоял на посту у входа в Совнарком. В школе был недавно. Ильича видел один раз, да и то ночью…

Помню, мимо меня сновали по коридору служащие СНК и ВЦИК’а показывали пропуска и быстро проходили вечно занятые.

Солнечный луч проник через окно и играл, поблескивал на штыке. Был обеденный перерыв. Улеглась деловая сумятица.

Вдруг мое внимание было привлечено чьими-то быстрыми шагами, гулко раздававшимися по коридору. Вот из-за угла коридора показался широкоплечий человек и быстро прошел мимо меня. Лишь когда он отошёл от меня на порядочное расстояние я вспомнил, что не спросил пропуска. Я крикнул вслед уходившему: «Эй, товарищ, вернитесь!» Погружённый в думы широкоплечий человек продолжал удаляться, очевидно, не расслышав моих слов. Я повторил снова более громко. Тогда он повернулся в мою сторону и, приблизившись, спросил:

— Вы разве меня не знаете?

— А кто вас знает. Тут за день сотни проходят, — ответил я с сердцем.

Он подал мне книжку. Читаю и глазам не верю… Предсовнаркома и т. д. и т. д. Я страшно смутился. Владимир Ильич, видя мое смущение, весело рассмеялся.

— Ничего, ничего, товарищ, вы правы, — сказал он и удалился». Этот сюжет дал пишу сразу нескольким беллетристам.

А Максиму Горькому вспомнилась такая история: «В тяжёлом, голодном девятнадцатом году Ленин стыдился есть продукты, которые присылали ему товарищи, солдаты и крестьяне из провинции. Когда в его неуютную квартиру приносили посылки, он морщился, конфузился и спешил раздать муку, сахар, масло больным или ослабевшим от недоедания товарищам. Приглашая меня обедать к себе, он сказал:

— Копчёной рыбой угощу — прислали из Астрахани.

И, нахмурив сократовский лоб, скосив в сторону всевидящие глаза, добавил:

— Присылают, точно барину! Как от этого отвадишь? Отказаться, не принять — обидишь. А кругом все голодают». Этот сюжет тоже стал основой нескольких рассказов. И это не выдумка! Самые фантастические рассказы о Ленине, на поверку, оказываются связанными с реальностью.

О Ленине писали не худшие мастера слова. Не только всем известный Михаил Зощенко, но и Зоя Воскресенская – писательница, вошедшая и в историю литературы, и в летопись разведки. Она создала образ семьи Ульяновых. Литераторы, писавшие о Ленине, создавали идеологию страны, а это дело ответственное. Самое любопытное, что, например, Мария Павловна Прилежаева вступила в партию незадолго до своего пятидесятилетия, хотя была искренней и убежденной коммунисткой. И в этом ее отличие от многих ораторов и идеологов перестройки, вступивших в партию почти в младенческом возрасте, а потом ставших ярыми противниками коммунистической идеи. Прилежаева относилась к своим убеждениям и к партийному билету серьезнее. А книги о Ленине у нее (как и у Зои Воскресенской) получались не только «правильные», но и душевные.

Что касается народных сказов – не стоит отрицать, что они были. Конечно, потомственную беломорскую сказительницу старин Марфу Крюкову усиленно готовили к написанию «новин» об Ильиче, готовили политически грамотные фольклористы. Но вещая Марфа знала, что за такие произведения ее ждет награда. Кто из нас лишен амбиций? Побывав в Мавзолее, она сочинила свой знаменитый плач «Каменна Москва вся проплакала», а «новины» стали новым жанром устного творчества.

Традиция рассказывать байки о великих правителях была всегда. Особенность ленинианы в том, что в правителя превратился революционер, противник любого обожествления власти… Он сумел одолеть самодержавие и буржуазную систему, но не мог упразднить фольклора, по законам которого превратился в некий аналог императора. Ведь похожие истории рассказывали и о Петре Великом, и об Александре III. Но особенности Гражданской войны, конечно, сказывались.

Сегодня многим известен такой сказ – суровый, что вполне соответствовало духу времени:

«Был у Ленина товарищ-друг что ни есть первейший – разверстки комиссар. И вот сказали Ленину, что друг-то его этот обижает мужиков да живет несправедливо, добро народное не бережет.

Призвал его Ленин и говорит:

— Друг ты мой, верно ли это?

Тот молчит, голову опусти.

А Ленин ему:

— Мужика теснить ты права не имеешь. Потому мужик – большая сила в государстве, от него и хлеб идет. Значит, как друга своего я наказать тебя должен примерно.

Поцеловал тут Ленин друга-то, попрощался с ним, отвернулся и велел расстрелять его.

Вот он, Ленин-то, какой… Справедливость любил».

Таких вождей ценили. Да и ценят во все времена. Если не все, то многие.

Самые большие страсти, конечно, порождал феномен Мавзолея. В народное культуре переход в мир иной всегда – главное переживание, самое эмоциональное. В народе говорили: «Ленин жив, лежит на Москве-реке, под кремлевской стеной белокаменной. И когда на заводе винтик спортится али, скажем, у нас земля сушится, поднимает он свою голову и идет на завод, винтик, клепает, а к полям сухим гонит облако. Он по проволоке иногда кричит, меж людьми появляется. Тот, кому довелось внимать речи его, тот навеки пойдет путем правильным. Часто слышат его съезды партии, трудовой народ. Только видеть его не под силу нам. Лучения волна незаметная закрывает его от лица людей».

Таких небылиц ходило – море. Их пересказывали дети и взрослые. Метафора Маяковского «Ленин жив» многим казалась реальностью. «Марзлолей» – чем не чертоги из сказки?

Легенды о Ленине должны были появляться на десятках языков Советского Союза. Так и выходило, судя по хрестоматиям… впрочем, подлинность некоторых сказаний и народных песен даже в те годы вызывала сомнения. Замечательный молодой писатель, будущий автор «Повести о Ходже Насреддине» Леонид Соловьев. В начале 1930-х он издал книгу «Ленин в творчестве народов Востока» – сборник узбекских, таджикских и киргизских сказок о Ленине, которые записал непосредственно в аулах. Сразу появился слух, что слишком многое Соловьев придумал сам. Но он скрупулезно указывал источники всех народных произведений – и, по-видимому, в большей степени был все-таки не автором, а редактором услышанного. Это подтвердила и научная экспедиция по следам его изысканий. Книгу одобрили. Восточные сказители были еще наивнее беломорских, линию партию не знали, просто писали о великом волшебнике, правителе и богатыре. В этих историях противостоял Ленину злой колдун Кучук-адам, чье сердце «давно поросло отвратительной коростой злобы и бесчестья». И множество подобных представителей нечистой силы. Тогда это было важно – показать, что Ленина помнят все народы. Но очень скоро эти вещицы стали восприниматься как нечто слишком простодушное и экзотичное. Ленин стал героем детской литературы. И в меньшей степени – фольклора. Для всех детей советской страны он стал дедушкой Лениным – прежде всего, благодаря детской литературе. По сути – благодаря сказкам, в которых, в соответствии с Проппом, есть и почти волшебные животные, и чудесные помощники детишек (в этой роли, как правило, выступает сам Ильич). Им удалось приблизить образ Ленина к детям, укоренить его. И вышло, по сравнению с другими аналогичными попытками, нефальшиво.

Не стоит думать, что рассказы и повести о Ленине слишком нравоучительны и прямолинейны. Это настоящая первоклассная детская литература – с приключениями, с познанием мира, с умением видеть красоту природы, красоту человеческого труда, ценить честность и дружбу. Конечно, здесь главное – не правдоподобие, а литературное изящество, соответствие жанру. Некоторые сюжеты читаются, как захватывающие детективы, некоторые учат юмору, заставляют улыбнуться. Ведь и Ленин был человеком бурного юмора! Конечно, писателям важно было показать, как любил и понимал детей Владимир Ильич. Как тянулся к ним, беседовал, шутил. Такова была конъюнктуры, несколько слащавая. Но это действительно было присуще Ленину, не имевшему собственного потомства, но всегда помнившему о своем счастливом семейном детстве. Таков он – и историческая личность, и сказочный герой.